Не вольные художники. Чем занимаются заключенные на Ставрополье

Ольга Облогина / АиФ

Максим Берестнев в колонии строгого режима №11 – представитель местной творческой элиты. Осуждённый за разбой и убийство, мужчина уже 10 лет отбывает наказание. И все эти годы он, по сути, провёл в тюремной мастерской – занимается резьбой по дереву. А ведь тогда, на воле, говорит Максим, видел своё будущее совсем иначе: «Если честно, я хотел вообще в милицию идти работать. Получилось так, что наоборот».

   
   
Максим Берестнев Фото: АиФ / Ольга Облогина

Максим даже придумал название для мастерской: теперь на двери красуется табличка «Тихая гавань». Это потому, что из этой тесной комнатушки с тусклым светом регулярно отчаливают корабли – деревянные, ручной работы.

Фото: АиФ / Ольга Облогина

Одна из моделей осуждённого сейчас представляет исправительную колонию на конкурсе «Корабли русского флота» – УФСИН по краю проводит его впервые. Каждая из восьми ставропольских колоний выставила по одному деревянному судну, сделанному руками осуждённых. Выбирать лучшего будут руководители управления.

Корабли-конкурсанты Фото: АиФ / Ольга Облогина

Но кораблестроение – отнюдь не единственный жанр, который освоили на зоне. К примеру, сейчас здесь готовятся к открытию после ремонта местной церкви. Реставрацией занимается осуждённый Игорь Леднёв. Он уже расписал врата, cделал оклад для иконы, отреставрировал крест (добавил Голгофу).

Кстати, любая творческая находка умельцев согласовывается с начальством: тюремные творцы, конечно, художники, но уж точно не вольные. Ещё одно освоенное Игорем искусство – иконопись.

Икона Святой Матроны Фото: АиФ / Ольга Облогина

И начинает, рассказывает осуждённый, он не с наброска лика: «Прежде, чем приступить к работе, нужно получить благословление батюшки. Затем исповедаться надо, причаститься, пост соблюдать. На икону уходит полтора месяца в среднем».

Образ Серафима Саровского Фото: АиФ / Ольга Облогина

Скоро будет 5 лет, как Игорь сидит за торговлю наркотиками. Сначала, говорит, было тяжело. Но потом родители принесли ему церковную литературу – тогда и произошла переоценка ценностей. Игорь начал читать, верить, а затем и создавать иконы. Одни из первых его работ - образы Святой Матроны и Серафима Саровского. 

   
   

«Сейчас даже благодарен я Богу за то, что я здесь. Он дал остановиться. Посмотреть на свою жизнь со стороны».

Игорь Леднёв Фото: АиФ / Ольга Облогина

Кроме того, творчество помогает спастись от рутины и тоски, не впасть в депрессию, разнообразить свои совершенно одинаковые будни, которые складываются в годы тюремного заключения. Но творческую работу выбирают немногие осуждённые, говорит Вадим Тишин, замначальника ФКУ ИК-11 Ставропольского края. В фаворе у осуждённых – технические специальности. 

«Ряд осуждённых выбирает именно такие, рабочие профессии и занимается делом, к примеру, сварочным. И очень хорошие сварщики, они набираются опыта и выходят специалистами! Так же и портные. Они освобождаются и даже открывают свои ателье!»
Будет ли конкурс швейного мастерства – предположить пока сложно. А вот итоги конкурса кораблестроения обещают озвучить уже через две недели. По словам начальника отдела по ВРО УФСИН РФ по краю Олега Степаненко, победитель будет награждён. 
«Осужденный, который занимался этой работой, или ряд осуждённых, которые занимались этой работой - они будут поощрены или длительными свиданиями, или снятием взыскания, если оно имеется! Или дополнительной посылкой-передачей», – рассказал Олег Степаненко.

Смотрите также: