Зубры и леопарды возвращаются. Как экологи восстанавливают природу Кавказа

В лесах ставят фотоловушки для наблюдения за животными. © / Всемирный фонд дикой природы (WWF)

В регионе развиваются экотуризм и зелёная энергетика. В то же время браконьеры уничтожают редких животных, а чёрные лесорубы - ценные деревья. Как сберечь природу, в интервью «АиФ-СК» рассказал директор представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF) в экорегионе «Российский Кавказ» Валерий Шмунк.

   
   

Кто угрожает флагманам?

Ислам Текеев, «АиФ-Северный Кавказ»: Как давно ваша организация «присутствует» на Северном Кавказе? Какие цели перед собой здесь ставите?

Валерий Шмунк: Офис WWF на Кавказе открылся в 2005 году. Реальная работа началась двумя годами раньше, когда мы провели экспедицию, чтобы оценить популяцию переднеазиатского леопарда. Изучаем состояние популяций видов-флагманов, то есть крупных млекопитающих, нуждающихся в больших территориях. Они первыми страдают от природного дисбаланса, к которому приводят вырубки, браконьерство, перевыпас скота и другие негативные факторы. Так случилось с нашими региональными флагманами - леопардом, зубром и сайгаком. Поэтому основная цель работы на Кавказе - их восстановление.

- Что делаете для сохранения природы Кавказа?

- Боремся с браконьерством, нелегальными рубками, природными пожарами и другими угрозами, занимаемся реинтродукцией (возвращение в пределах исторического ареала. - Ред.) особей для создания новых ядер популяций, повышаем эффективность охраны, в том числе и с помощью создания новых особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

- Какие проблемы в регионе вы назвали бы вопиющими?

- Одна из них - браконьерство. Другая - перевыпас скота, что с учётом аридизации (повышения сухости) климата может ухудшить социально-экономическую ситуацию в сельских районах как в горах, так и на равнине. К сожалению, мы видим дисбаланс между развитием сельского хозяйства и охраной природы. По некоторым данным, пастбищная нагрузка в Калмыкии и Дагестане превышена в пять-шесть раз. Результат - деградация экосистем. Ещё одна важная проблема для западной части Кавказа - инвазии, т. е. проникновение в природу чужеродных видов.

   
   

Сайгаков почти истребили

- Одна из важнейших экологических проблем - сохранение и восстановление биологического разнообразия. Насколько она актуальна на Кавказе?

- В середине XX века охотники полностью истребили кавказского зубра и переднеазиатского леопарда. С 1990-х серьёзно пострадала от коммерческого браконьерства и деградации мест обитания популяция сайгака Северо-Западного Прикаспия. В 1950-х в Дагестане, на Ставрополье и в Ростовской области паслись около 800 тыс. сайгаков. В 2015 году осталось лишь 3,5 тыс. этих копытных.

Сейчас большинство типичных видов фауны Кавказа находится в плачевном состоянии, особенно за пределами ООПТ. Это относится к кавказскому благородному оленю, безоаровому козлу, серне, чьи ареалы сильно фрагментированы, а численность невысока.

- Какие тематические проекты, призванные улучшить ситуацию в этой сфере, запустил на Кавказе WWF России?

- В регионе работает масштабная программа по восстановлению переднеазиатского леопарда. Его возвращение позволит восстановить природный баланс, так как леопард является прямым конкурентом волка и шакала.

Мы поддерживаем восстановление зубра кавказско-беловежской линии разведения, привозим и выпускаем в природу только особей, в чьих жилах течёт кровь самца - основателя этой линии. Его так и звали - Кавказ. Работаем с тремя группировками таких зубров: цейская (115 зубров) и турмонская (19 зубров) в Северной Осетии, а также архызская в Карачаево-Черкесии (40 зубров).

В конце года планируем привезти около 10 зубров из Швеции, а также наладить регулярную доставку этих гигантов из питомников Европы. Для среднесрочного благополучия этого вида необходимо увеличить популяцию ещё на 100-110 особей.

Три года назад начали заниматься восстановлением популяции сайгака. Благодаря усиленной охране его численность удалось довести до 8 тыс. особей, постепенно восстановилась доля взрослых самцов. Но опасность пока не миновала. Проблема перевыпаса никуда не делась, её надо решать. Более важной задачей станет восстановление мест обитания и борьба с опустыниванием.

- Недавно сотрудники WWF России с орнитологами подсчитали редких птиц в КБР и Северной Осетии по проекту «Сохраним лес - дом пернатых хищников». Почему уменьшается количество краснокнижных птиц на Кавказе и что с этим делать?

- Хищные птицы и падальщики очень зависимы от добычи. Если её нет, то и численность таких пернатых падает. Становится меньше труднодоступных мест, где они обычно вьют свои гнёзда. Важная проблема - гибель птиц на линиях электропередачи. Не стоит забывать и об использовании в сельском хозяйстве токсичных для диких птиц препаратов. Один из них - диклофенак.

- Могут ли восстанавливаемые виды и человек мирно сосуществовать, не нанося вред друг другу?

- Это возможно при продуманном и бережном отношении к природным ресурсам. Можно разумно сочетать потребности экономики и общества с охраной природы. Сейчас превалируют краткосрочные интересы, зачастую - частные. Поэтому вопрос гармоничного сосуществования - это прежде всего вопрос изменения ментальности.

Лес - не только ресурс

- Кавказ славится своими лесами. С одной стороны, это ключевое звено экосистемы региона. С другой - ценный промышленный ресурс. Возможен ли баланс между интересами экологии и экономики?

- Нужно уделять серьёзное внимание восстановлению лесов, борьбе с вредителями, пожарами и прочим проблемам. Нельзя смотреть на кавказские леса исключительно как на ресурс для получения дохода. Важно помнить, что они делают наш регион уникальным. Утрата любого из них радикально изменит облик Кавказа.

- Какие нарушения лесного законодательства чаще всего фиксируются на Кавказе, что помогает их выявить?

- WWF России следит за законностью рубок. Основные виды нарушений - вырубка за пределами отведённых лесосек, с превышением объёмов заготовки, не тех пород, которые заявлены по документам, а также подмена видов рубки.

- Нелегальная рубка деревьев - одно из самых распространённых преступлений в регионе. Где чаще всего наблюдаются такие факты, какие породы деревьев особенно интересуют злоумышленников?

- Самый «криминальный» район, по нашим наблюдениям, - Карачаево-Черкесская Республика. Только на Кавказе сохранились ценнейшие широколиственные породы, поэтому интерес чёрных лесорубов связан, прежде всего, с буком и дубом, они также активно рубят сосну, пихту и ель. Объёмы этого нелегального бизнеса оценить пока невозможно.

- Что делается для сохранения и обновления лесов?

- Мы стараемся оперативно изучать открытые данные, чтобы предотвратить незаконные рубки, а также сберечь ценные участки лесов, придав им статус особо защитных участков (ОЗУ). Есть проекты, направленные на выделение и сохранение особо ценных лесов разными путями: как приданием статуса ООПТ, так и подписанием мораториев о запрете рубок с лесозаготовительными компаниями.

- Как поможет решить эту задачу устойчивое лесопользование, в чём оно заключается?

- Это использование леса с сохранением его ценностей, когда он рассматривается не только как источник древесины, но и место обитания животных и произрастания растений. Человек может использовать богатства леса, не истощая его. Например, собирая недревесные ресурсы или развивая экологический туризм.

При рубке следует учитывать природоохранные нормативы, сохранять места обитания и другие ключевые элементы для сохранения биоразнообразия лесов. Такие нормативы есть в регламентах всех субъектов, но не везде им следуют.

Ветряки губят птиц

- Экосистемы Кавказа подвергаются серьёзному антропогенному воздействию. В том числе и в связи с туристическими проектами. Как снизить негативное влияние человека на окружающую среду?

- Остро назрела необходимость комплексно оценить нынешнее состояние Кавказа и определить направления по сохранению его природных богатств. Проблема в том, что никто не знает, как это сделать.

- Кому в этом процессе принадлежит главная роль - власти, общественности или защитникам живой природы?

- Здесь заинтересованы власти всех уровней, бизнес, местные жители, учёные  и природоохранные общественные организации. Они должны совместно выработать план дальнейших действий, чтобы не потерять уникальную и уязвимую природу Кавказа. Она сильно пострадает, если частные интересы возобладают над общественными. 

- Сейчас много говорят об экологически чистой, зелёной энергетике. На Ставрополье уже запущены солнечные электростанции, ветропарки. Каковы перспективы появления аналогичных источников энергии в других регионах Кавказа?

- Думаю, что масштабного развития этого направления пока не будет, так как конкурировать с углеводородным топливом возможно только в удалённых районах, куда невыгодно тянуть трубу. К тому же и здесь есть экологические риски. На неудачно выбранных для установки ветряных турбинах гибнет много птиц, поэтому нужно взвешивать все «за» и «против», чтобы не навредить природе.

Справка
На Кавказе произрастает более 6 тыс. видов растений, грибов и лишайников, по меньшей мере четверть которых является эндемичными. Из-за высочайшего уровня биологического разнообразия и эндемизма Кавказ входит в 35 самых значимых регионов мира наряду с Амазонией и джунглями Центральной Африки.