«Предложения по борьбе с коррупцией последних лет в основном направлены на борьбу с ее последствиями», - говорит в эксклюзивном интервью Ширвани Юсупов, адвокат, бывший следователь по особо важным делам Управления Следкома РФ по Чечне.
Кадры без идеи
- Ширвани Якубович, почему борьба с коррупцией у нас напоминает борьбу с ветряными мельницами?
- Нельзя рассматривать коррупцию отдельно в СКФО или в другом регионе в отрыве от России в целом. Правила игры задает федеральный центр. Любой губернатор, каким бы он кристально честным ни был, вынужден по ним играть.
Вся страна помнит прозвище бывшего председателя правительства РФ Михаила Касьянова – Мишка два процента. Разве ему помешало такое «доверие» народа занимать свою должность?
Я помню, в конце 90-х годов губернатор Кемеровской области Аман Тулеев в прямом эфире по телевидению, называя поименно двух федеральных министров, сделал официальное заявление, что ни один региональный вопрос в кабинете этих чиновников без дипломата с долларами США решить невозможно. Оба до сих пор занимают высокие должности в правительстве РФ.
По логике, Генеральная прокуратура РФ должна была инициировать проверку по заявлению, а в случая неподтверждения фактов по меньшей мере Тулеев должен был принести публичные извинения министрам за клевету. Ни того, ни другого не последовало. Другое дело, что тот или иной регион может играть по этим правилам не так изощренно, как Москва, где административных, интеллектуальных и финансовых возможностей побольше.
В условиях, когда чем больше федеральная власть декларирует борьбу с коррупцией, тем большее ее становится, мы можем выдвинуть две версии:
Либо власть лукавит, и лозунг борьбы с коррупцией – это всего лишь эффективное оружие в деле внутриполитической борьбы и в интригах между многочисленными коррумпированными «дворцовыми» группировками и кланами. Либо нынешняя власть некомпетентна как менеджер и не способна эффективно управлять государством.
- Но на Северном Кавказе, по мнению экспертов, коррупция отягощена еще и пресловутой клановостью, специфическим менталитетом…
- С полной уверенностью могу сказать: в Чечне никогда не было клановых традиций, во всяком случае, в политической и экономической жизни республики.
В советское время хоть и декларировалось братство и равенство всех народов, тем не менее малым нациям отводилась роль младшего брата, второго сорта. Самая высокая должность, на которую чеченец мог претендовать в партийно-административных структурах, - первый секретарь райкома КПСС, и то при условии, что у него мать или жена русская. При таких условиях местное населения не распоряжалось финансовыми ресурсами.
Сейчас любой чеченец мало чем отличается от среднестатистического россиянина, хотя комплекс младшего брата до сих пор сидит в народе на уровне подсознания.
Коррупция в Чеченской Республике (за исключением судебной системы) гораздо ниже, чем где-либо в России. В этом может убедиться любой, приехав туда. Если бы во всех регионах, получающих соразмерное с Чеченской Республикой бюджетное финансирование на душу населения, делалось столько же, сколько делает ее руководство, Россия преобразилась бы неузнаваемости. Судебная же система что в Чечне, что в России в целом за последние десять лет деградировала окончательно.
- Другая болезнь всего нашего общества и нашего округа в особенности – не искорененный с советских времен блат. Сегодня на самые теплые места устраиваются именно по блату…
- К сожалению, никакой научно обоснованной кадровой политики в России не существует! После распада СССР и падения вместе с ним коммунистической идеи страна живет не только без национальной идеи, но и без какой либо идеи развития вообще. Дорвавшись до власти и развалив великую державу СССР, худшая часть элиты КПСС совместно с отдельными сегодняшними высокими чинами долгое время была занята решением задачи разворовывания государства посредством криминальной приватизации. Какие решались тогда задачи, такая была и «кадровая политика».
Вообще все, что у меня отложилось в памяти из кадровой политики нашего государства, - это то, что при «дорогом Леониде Ильиче» все талантливые управленцы были из Днепропетровска, при Горбачеве «таланты» переместились на Ставрополье, при Ельцине вдруг оказалось, что одаренные менеджеры живут только в Екатеринбурге. Сейчас получается, что весь кадровый резерв правительства РФ только в Питере…
Законы – не для всех?
- В поисках действенных рецептов от мздоимства многие все чаще смотрят на Сингапур. Почему у них получилось, а у нас ничего не выходит?
- Борьба с коррупцией в Сингапуре началась путём упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах.
К моменту обретения независимости в 1965 году Сингапур представлял собой жалкое зрелище – бедную страну, страдающую от высокой коррупции, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю так охарактеризовал положение в стране: «Коррупция является одной из черт азиатского типа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни».
Борьба с мздоимством в этой стране началась, цитирую, «путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ячных и простых правил вплоть до отмены разрешений и лицензирования».
Ли Куан Ю в своих воспоминаниях подчёркивал, что он постоянно насаждал принцип верховенства закона и равенство всех перед законом, включая высших чиновников и своих родственников. Был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти, - Бюро по расследованию коррупции» (БРК). Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей! Директор бюро подчиняется премьеру Сингапура, и никто не может приказать ему прекратить расследование (а они были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю). Ряд министров, уличённых в коррупции, был приговорен к различным срокам заключения. Одновременно были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены лучшие частные адвокаты.
В итоге Сингапур сегодня – жемчужина юго-восточной Азии, один из крупнейших мировых портов и процветающих государств мира. Сингапур – третий по величине (после Хьюстона и Роттердама) мировой центр по переработке нефти и четвертый производитель полупроводников. ВВП на душу населения в 2010-м, рассчитанный по паритету покупательской способности, составлял более 57 тыс. долларов.
Россия же на начало 90-х имела огромное преимущество перед Сингапуром: страна обладает мощным интеллектуальным потенциалом, природными богатствами. У нас самые крупные в мире запасами апатитов (64,5% общемировых), природного газа (35,4%), железных руд (32%), никеля (31%), бурого угля (29%), олова (27%), цинка (16%), нефти (13%). Казалось бы, что еще нужно для успеха реформ?
Но после 20 лет реформ Россия по объему ВВП на душу населения – на 51 месте в мире. По рейтингу «Трансперенси Интернешнл» по коррупции страна – на 143 месте (из 181 страны).
Главный вывод, который я сделал, изучив опыт Сингапура: чтобы победить коррупцию в стране, политическая элита как минимум сама не должна страдать этим пороком, а как максимум обязана еще проявить политическую волю для реальной борьбы с причинами, благоприятствующими возникновению и процветанию коррупции в государстве, а не с последствиями.
А все предложения, озвученные за последние пару лет, - меры факультативные и направлены в основном на борьбу с последствиями коррупции.
Нужно обеспечить реальное, а не декларативное равенство всех перед законом, обеспечить на деле реализацию принципа неотвратимости наказания, невзирая на чины и личные отношения. То есть исключить двойной стандарт, когда одним прощается то, за что безжалостно карают других.
Законы должны быть простыми и ясными. Любой юрист со мной согласится в том, что предпосылкой коррупции вообще и в судах, в частности, является простор для субъективного усмотрения должностного лица (судьи). К примеру, ч. 1 ст. 105 УК РФ (особо тяжкое преступление) предусматривает за умышленное причинение смерти другому человеку наказание от 6 до 15 лет лишения свободы. Представьте себе, что закон дает судье простор для его субъективного усмотрения в два с половиной раза, может дать и 6 лет, а может и до 15 лет. Ну чем не предпосылки для коррупции?
При этих очевидных обстоятельствах то что ФЗ РФ от 7 марта 2011 №26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» убрали нижние пределы наказаний за совершение преступлений средней тяжести и тяжкие преступления, вообще не поддается никакой логике. Эти поправки у УК РФ инициированы отнюдь не сторонниками борьбы с коррупцией, какой бы красивой демагогией это ни было прикрыто.
- Вы особо отметили разгул мздоимства в судейском сообществе. Почему?
- Главная причина коррумпированности депутатского и судейского корпусов - неприкосновенность их статусов. Должны быть простые и реальные механизмы отзыва депутата.
Недавно экс-министр МВД России генерал армии Анатолий Куликов сказал: «Проблема в том, что у нас коррупция трехэтажная. На первом этаже позволено правоохранительным органам серьезно бороться с ней. Это ГАИ, врачи, школы и т.д. Второй этаж – избирательно, если позволят. Если кто из правоохранительных органов дерзнул подняться на третий этаж, то его бьют по рукам». Мне сложно себе представить, чтобы несколько лет назад, до того, как Юрий Михайлович Лужков, по неведомым нам причинам, оказался в опале, в отношении него дали бы возбудить уголовное дело, хотя поводов и оснований было предостаточно.
Досье
Ширвани Юсупов родился в 1962 г. с. Гихи. Имеет высшее экономическое и высшее юридическое образование. Работал в различных областях экономики, следователем по особо важным делам управления Следкома РФ по Чечне, Сейчас работает адвокатом в Краснодаре.
Смотрите также:
- Ибрагим Яганов: Россия – «офис» для олигархов →
- На Ставрополье прошел первый съезд славян →
- Почему мы не доверяем власти? →