В Железноводске завершился ХIII Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Самой юной участнице Лизе Симоненко из Ставрополя всего 10, самые зрелые – Алексей Кобанцов и Юрий Бударин разменяли по 6-му десятку.
Такой минимализм нам не нужен!
Традиционный «Феродиз» в этом году выглядел как-то простовато. Точнее, пустовато. Войдя в зал местного ДК, где из года в год выставлялись творения молодых и зрелых авторов, честно говоря, растерялась: а где? Где буйство красок, форм и форматов, разнузданное и сдержанное, сочное и невыразительное? Не только эстетический заряд, эмоциональный всплеск, но и просто удовольствие получал здесь зритель. По кризису били плакатом, по скуке – «Рыбой»-инсталляцией, а фотоработы вызывали, признаюсь, зависть – ну как они это увидели, эти Плужниковы, Бевзики.
Фотодизайн и в этом году остался украшением: молодые, зоркие и смелые – «Балет», «Грушевый микс», «Время пришло»… А вот рассматривать скучные распечатки проектов было не особо интересно. Правда, зал постарались оживить арт-объектами. Но в целом… Причина – переход фестиваля в современный формат, когда работы предстают в электронном виде. Спасибо, декоративно-прикладное искусство показало себя в полный рост – «живьем».
Подиум опустел?
Коллекций в номинации «Дизайн костюма» в этом году всего 16. Небывало мало – против тех лет, когда выставлялось по 40-50 проектов. Время не очень удачное – у кого зачетная неделя, у кого – уже сессия, да и конкурсов нынче немало. Профессор Татьяна Бердник, член жюри фестиваля говорит, тенденция хорошая, что таких смотров талантов становится больше, но стоит учитывать фестивально-конкурсные графики.
Марианна Мхце из Нальчика, автор коллекции «Анна и Мария», использовала в качестве материала старинные русские платки. Именно старинные, у современных качество похуже, убеждена девушка. «Меня так увлекла фактура платка, рисунок, краски, и я решила показать, что они могут жить в совсем другом формате», - говорит Марианна. Она собирала платки по станицам, аулам, рынкам, принципиально отвергая «китайские варианты», платки с люрексом, а выискивая настоящие, старые. Кто продал, кто отдавал с радостью, узнав, что платок послужит для дизайнерской коллекции. «Платки только входят в моду, я их комбинировала с кожей, она сегодня – тренд моды».
А вот «Феродиз-11» трендом года, увы, не стал. География осталась такой же широкой – от Ханты-Мансийска до Москвы, от Питера до Таганрога, да и количество не сократилось – 612 работ. Утратил зрелищность – вот причина.
Комментарий:
Юрий Бударин, председатель Ставропольского регионального союза дизайнеров:
- Потеря зрелищности связана с переходом фестиваля в другой формат. Это всегда болезненно, но нужно относиться с пониманием. Что заставило пойти на эксперимент? Современные требования, когда заочное участие и интерактивное участие не связаны с непосредственным присутствием работ. Их пересылают в электронном формате. Да, это существенно упрощает работу жюри - оценивать можно, сидя перед монитором. Прежде мы по три дня ходили по залам. Но, как это бывает, есть и недочеты, и проколы. Выводы уже сделаны. И в следующем году «Феродиз» снова зазвенит и заиграет, как прежде.
Смотрите также:
- Альтернатива суперзвездам - "живая" музыка →
- Сначала цвет, потом нота. Или наоборот? →
- ...Почему зачастили рокеры? →