Судьба русских на Кавказе. Что ждать от ближайшего будущего?

   
   

 В ряду кавказских рес­публик Карачаево-Черкесия еще совсем недавно счита­лась самой спокойной. Но события последних месяцев заставили в этом усомнить­ся.

Недавно экстремисты подожгли самый древний христианский храм на горе Шоане, разбили стелу, на которой изображен Георгий Победоносец, и это уже дале­ко не первый акт злодеяния в отношении православных святынь. Осенью прошлого года несколько из них также подверглись поджогам.

От слов – к делу

Заговорить об определен­ных тенденциях заставил драматичный случай в стани­це Преградной, где предста­вители карачаевского населе­ния после небольшой стычки напали на дом русского пар­ня. Чтобы защитить жену и своих маленьких детей, Евге­ний Стригин вынужден был стрелять из ружья. Сначала вверх, потом в сторону ма­шин нападавших. Этот вы­стрел оказался роковым – погиб один из погромщиков. После этого случая около 300 соплеменников убитого вы­шли на улицы с требования­ми выселить всех русских из казачьего Урупского района. Сейчас над Стригиным идет суд, и парня пытаются пред­ставить как стрелявшего из хулиганских побуждений, а не как пре­высившего пределы не­обходимой самооборо­ны.

Обще­ственность пытается защитить семью Ев­гения. Направлены письма в самые высокие инстанции.

О том, как стали возможны подобные межнациональные столкновения и можно ли пе­ребороть крайне тревожные тенденции, мы беседуем с известным специалистом по Северному Кавказу и меж­национальным отношениям, государственным советником Российской Федерации II класса, председателем Обще­ственной палаты Ставрополя, координатором обществен­но-политического движения «РЕКА» (Русское единство Кавказа) Сергеем Попо­вым (на фото вверху).

– Сергей Иванович, почему такое произошло на исконно казачьих землях? Почему ка­заки, в отличие от событий в Зеленокумске, не вмеша­лись?

   
   

– Как ни горько это от­мечать, но казачество сейчас переживает далеко не лучшие времена. Это тянется еще с 90-х годов: казакам не дают в полной мере проявить свой потенциал, с оружием в руках защищать свои земли.

К тому же наметилась еще более опасная тенденция – искусственное разделение казаков и русских. Почему слово «русский» публично произносить нельзя, а «ка­зак» – сколько угодно?! А без поддержки большинства русского населения региона сами казаки не могут себя защитить еще и по причине собственной междоусоби­цы.

Считаю, что казаки долж­ны определиться. Если они считают себя неотделимой частью русского народа, его истории и культуры, то должны всецело поддержать стремление подавляющей части населения России вер­нуть в Конституцию страны понятие «государствообра­зующий русский народ» и плотно взаимодействовать со всеми русскими и славянски­ми организациями.

– Но ведь на самом высоком уровне и, в первую очередь, из уст полпреда в СКФО Алек­сандра Хлопонина мы пос­тоянно слышим о жизненной необходимости сохранения на Северном Кавказе русского населения…

– Увы, пока это только слова. Понимания того, что русские в республиках – как прожилки у зеленого листа, нет. Пример этого – полное игнорирование правозащит­никами рекомендации прези­дента России Дмитрия Мед­ведева заняться вплотную проблемами дерусификации Северного Кавказа.

Моноэтнизация или?..

– Сергей Иванович, две республики в СКФО (Чечня и Ингушетия) уже превратились в моноэтнические. Не грозит ли то же самое и КЧР, где наряду с русским остро встал и черкесский вопрос?

– Да, в республике ситу­ация очень непростая. И не только для русских. Много противоречий и в среде тра­диционных мусульман. Тому подтверждение – убийство ректора исламского инсти­тута Исмаила Бостанова, ко­торое совершено, на первый взгляд, вполне респектабель­ными представителями тра­диционного ислама. А тер­риториальный раскол между черкесами и карачаевцами, спор о необходимости кото­рого возникает в республи­ке, приведет к образованию новых этнических анклавов, бесперспективных с эконо­мической точки зрения.

– Не секрет, что упор в стратегии развития СКФО сделан на экономические фак­торы. Дескать, если будет ре­шена проблема безработицы, если повысится общий уровень жизни, в регионе проявлений экстремизма и терроризма станет значительно меньше. А вы как полагаете, должное ли внимание уделяется «наверху» межнациональным проблемам округа?

– Судите сами. Несмотря на то что Северный Кавказ продолжает оставаться са­мой проблемной территорией страны, в последнем Посла­нии Президента РФ Феде­ральному Собранию России ему не уделено ни строки!

Теперь о стратегии со­циально-экономического развития округа. В ней на­стораживает такой пассаж: «… при всем разнообразии возможных сценариев раз­вития этнодемографической и миграционной ситуации русские останутся в Кабар­дино-Балкарской, Карачае­во-Черкесской республиках, а также Республике Северная Осетия весомой этнокультур­ной компонентой вплоть до 2025-2030 годов…»

То есть стратегия при­знает тот факт, что русские, русский язык и культура, возможно, останутся в этих республиках еще пару десят­ков лет, но в Дагестане они перестанут быть весомой эт­нокультурной компонентой в ближайшее время…

При всем при том та часть стратегии, что посвящена именно межнациональным проблемам, прописана очень слабо.

– Тот факт, что право­славных в округе раскололи, образовав из одной большой епархии три маленьких, вы как расцениваете?

– Это разделение насто­раживает, но многое будет зависеть от новых руково­дителей епархий. К сожале­нию, миротворческая рабо­та, которая проводилась при бывшем Владыке Феофане, не затрагивала конкретных судеб православных граждан. Храмы построены, но поток русских, уезжающих из рес­публик, не ослабевает.

– Ваш прогноз будущего округа?

– При сохраняющейся явной недооценке русского вопроса ничего позитивного нас не ждет. К тому же сей­час как на федеральном, так и на региональном уровне нет реальной политической силы, способной справиться с раковой опухолью корруп­ции, порождающей на Се­верном Кавказе экстремизм и терроризм, и приступить к проведению реальных со­циально-экономических и общественно-политических преобразований.

Только самоорганизация русских в регионе и наличие ответственного за их судьбы руководства Ставрополья может изменить ситуацию к лучшему.

А что касается фактов вандализма по отношению к православным храмам в со­седней Карачаево-Черкесии, то «РЕКА» отреагирует на них организацией актов протеста совместно с общинами и зем­лячествами выходцев из КЧР в крае. Всем надо понимать, что межнациональные конф­ликты регулируются в тече­ние десятилетий, а межкон­фессиональные – на порядок дольше. До этих событий нам удавалось удержать межкон­фессиональную ситуацию в регионе. Надеюсь, что и в этот раз мы поймем друг друга. А лично я расцениваю последний поджог храма как реакцию националистичес­ких отморозков из КЧР в ответ на цивилизованную попытку защитить в прессе русскую семью из Урупского района КЧР.

Смотрите также: