Будут готовы, как украинцы. На Кавказе приветствуют военные уроки в школе

Занятия по стрельбе воспитанников казачьего кадетского класса. © / Из личного архивa

Специальная военная операция поменяла отношение к патриотическому воспитанию. Самым существенным стало возвращение в школы уроков начальной военной подготовки. На Украине, кстати, их ввели ещё в 2014 году. Как к новой дисциплине отнеслись в России, выяснял stav.aif.ru.

   
   

Маршировать не интересно

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил в ноябре, что в 2023 году в школьной программе появятся уроки начальной военной подготовки (НВП). Минобороны инициативу возвращения предмета поддержало. На неё предлагается отвести 140 часов занятий в 10-м и 11-м классе.

Предмет будет состоять из двух частей. Первая содержит оказание доврачебной помощи при травмах, ранениях, ожогах, отравлениях и т.д. Вторая включает строевую подготовку, навыки обращения с автоматом Калашникова и ручными гранатами, изучение состава и вооружения мотострелкового отделения на боевой машине пехоты, а также средств индивидуальной защиты, создание сооружений для защиты личного состава и укрытий для военной техники.

Для более качественного преподавания нового предмета педагогов отправят на профессиональную переподготовку. При нехватке кадров набирать учителей станут из бывших офицеров-контрактников. В приоритете – участники боевых действий.

Ученик 7-го класса одной из ставропольских школ Константин, не пожелавший назвать фамилию, пока ещё не определился, насколько ему необходим новый предмет.

«Хочу научиться обращаться с оружием, научиться оказывать первую помощь. В жизни это всё может пригодиться. С удовольствием буду ходить на такие уроки, но только если заниматься станем, как раньше. Оба дедушки мне рассказывали, что на НВП их водили в тир, учили накладывать жгут на рану и устанавливать шину на перелом. Их преподаватель - участник Великой Отечественной войны, очень интересно обо всём говорил. Если будет так, то классно. А вот если получится как на уроках в школе у папы - они в основном маршировали в школьном дворе или спортзале и записывали в тетрадку, как пережить химическую атаку - такие занятия мне не особо нужны», - пояснил юноша.

По мнению Константина, должно проводиться побольше практических занятий.

   
   

«Если   мы раз в месяц будем тренироваться, а раз в полгода ходить в тир пострелять, то, спасибо, не надо. При таком раскладе мне хватит уроков ОБЖ. И так свободного времени мало», - пояснил он.

Методичка с Украины

Большинство чиновников и руководителей школ положительно отнеслись к возвращению начальной военной подготовки в учебную программу. По мнению заместителя председателя думы Ставропольского края Александра Кузьмина, преподавать НВП сейчас жизненно необходимо.

«Приведу один пример. Некоторое время назад я общался с коллегами, которым попали в руки школьные методички с Украины по начальной военной подготовке. Если отбросить политическую составляющую, основная информация в них на таком же уровне, что и в учебных пособиях для сержантов наших вооружённых сил», - отметил он.

Предложенные 140 часов на преподавание НВП Александр Кузьмин считает вполне нормальным.

«Когда учился в ставропольской школе №5, мы занимались начальной военной подготовкой час в неделю. Это 36 часов в учебном году. Так что 140 часов более чем достаточно. И никакой перегрузки школьной программы я не вижу», - уверен он.

Говоря о новом предмете, зампредседателя краевой думы с теплотой вспоминает школьные военные сборы, практиковавшиеся во времена СССР.

«Несколько дней их участники занимались в полевых условиях, а жили практически как в казармах. Я проходил такие сборы на в детском доме в Шпаковском округе. Помню, мы с муляжами автоматов марш-броски совершали, с противогазом тренировались. Впечатлений море», - говорит Кузьмин.

Что касается преподавательского состава, депутат убеждён, что вести предмет должны бывшие военные.

«Профессиональная переподготовка гражданских преподавателей, на мой взгляд, менее эффективна. Напомню, в советское время НВП в школах вели исключительно бывшие военные. К тому же, когда ребята общаются с человеком, не понаслышке знающем, о чём он говорит, это положительно влияет на профориентацию молодёжи. Наверняка у многих возникнет желание в дальнейшем поступить в военные училища», - считает Александр Сергеевич.


Комментарий

Заместитель директора ставропольской школы №41 по воспитательной работе Сергей Мохов.

«К возвращению в школьную программу начальной военной подготовки у меня двоякое отношение. Как человек, в прошлом служивший в армии и участвовавший в боевых действиях, считаю, что предмет однозначно нужен, но для его полноценного внедрения в школьную программу необходимо определить ключевые моменты.

 Кто его будет преподавать? Это предмет чисто военной направленности и по логике тут нужен либо бывший офицер, либо прослуживший определённый срок контрактник. Гражданский человек некоторые вещи просто не сможет объяснить детям. Но сейчас педагогическое образование – обязательное требование для преподавательской работы. Пойдут ли потенциальные учителя НВП получать его, чтобы работать в школе?

Сейчас планируется отвести предмету 140 часов в 10-м и 11-м классах-два урока в неделю. С одной стороны, ученикам этого вполне достаточно для изучения предмета, с другой, заработная плата по нему будет невысокой. Не уверен, что найдётся много желающих преподавать НВП на таких условиях. Сейчас, насколько знаю, рассматривается совмещение начальной военной подготовки с основами безопасности жизнедеятельности. Если такой вариант утвердят, получится неплохая ставка.

Ещё одна сложность – наличие в школе необходимой материально-технической базы. Для качественного преподавания требуется специальное оснащение, которое есть не у всех школ. Без помощи со стороны государства получится просто лишняя нагрузка на руководство школы и учеников.


Точка зрения

Руководитель Ставропольского краевого отделения «Боевое братство» Николай Борисенко

Я только за возвращение в школы начальной военной подготовки. Этого предмета очень не хватает. Всё, что запланировано - оказание первой помощи, строевая подготовка, обращение с автоматом и так далее – обязательно должно быть. Но 140 часов занятий на два года, на мой взгляд, мало. Однако если учесть, что сейчас вообще ничего подобного нет, даже такой объём хорош.

Хотелось бы почаще видеть ставропольских ребят не только на занятиях в классах, но в числе участников военных сборов. Чтобы было как можно больше общения между школами и присутствовал соревновательный элемент. Тогда любые знания и навыки усваиваются гораздо лучше. Сейчас есть военно-спортивные игра «Зарницы», но многие города и районы, к сожалению, назначают, кто поедет на краевой финал.

На мой взгляд, преподавать НВП в идеале должны бывшие военные либо же ветераны боевых действий. И необходимо подвести учебный процесс под единый стандарт для всех школ. Убеждён, что возвращение в школы начальной военной подготовки с учётом всего перечисленного положительно скажется на допризывной молодёжной подготовке и на её профориентации.


Между тем

По результатам опроса Фонда общественного мнения, большинство россиян одобрили возвращение в школьную программу курса начальной военной подготовки. Репрезентативный опрос проводился с 18 по 20 ноября. Участие в нём приняли 1500 респондентов от 18 лет и старше из числа жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Среди опрошенных 80% высказались за возвращение НВП, 11% - против, 9% затруднились дать чёткий ответ.

56% респондентов считают занятия обязательными для посещения, 37% высказались за НВП в форме факультатива, 7% не смогли ответить.

Для преподавателя по НВП необходимо наличие военного опыта, посчитало 37%, 24% убеждены, что важнее педагогическое образование, для 32% важны оба условия, 6% не смогли дать ответ.

Отвечая на вопрос, какие навыки должны преподаваться на НВП, 27% высказались за обучение владению оружием, 22% посчитали навыки оказания первой помощи более важными, 10% уверены, что занятия следует сконцентрировать на физическом развитие и обучению основам гражданской обороны и ОБЖ, 9% посчитали, что детей нужно учить навыкам самообороны.