Роберт Смоян этой весной досрочно окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Санкт-Петербурге, а летом оказался в зоне СВО на одном из самых «горячих» и опасных направлений. Всего через месяц службы 22-летнего жителя Ставрополья назначили командиром батареи из 40 человек, и почти все подчинённые старше его. Недавно он приехал в краевой центр и встретился со школьниками.
Взял отпуск на свадьбу
Роберт оказался в краевой столице неспроста. 22-летний уроженец села Дивного Апанасенковского района получил небольшой отпуск по случаю женитьбы и нашёл время пообщаться с юнармейцами.
«Дети должны знать правду. Среди слушателей много мальчишек, они будут основой нашей армии», – считает он. Беседа проходила в музее Великой Отечественной войны «Память». Организовало её министерство молодёжной политики Ставрополья.
«Это не первая встреча с участником специальной военной операции, которую мы проводим, – поделился ведущий специалист краевого ведомства Валерий Букша. – Нужно чаще приглашать тех, кто сражается за нашу страну, чтобы подрастающее поколение из первых уст знало, что там происходит. В соцсетях об этом они не прочитают».
Молодой командир артиллерийской батареи не растерялся и перед полным залом ребят просто и буднично рассказал, как устроена жизнь в зоне соприкосновения, ответил на вопросы подростков. Спрашивали, в основном, о мыслях и чувствах: страшно ли на СВО, насколько сложно руководить взрослыми. Ещё интересовались, удаётся ли поспать артиллеристам в минуты затишья, если они случаются.
Последнее слово за русской артиллерией
Откомандировали Роберта Смояна на Сватово-Кременное направление в составе танковой дивизии весной 2023 года, после досрочного окончания единственной в России артиллерийской академии. И сразу засвистели вражеские снаряды над головой. Боец признаётся, сначала даже не мог сообразить, где наши стреляют, а где враги. Но на поле боя учатся быстро. Через месяц старшего офицера назначили командиром батареи и азы современных сражений пришлось схватывать на лету.
«Нас готовили по советским стандартам, а происходящее сейчас в зоне СВО – совсем другое», – объяснил он. Очень пригодилась теория, которую дали в вузе. Она и помогла быстро сориентироваться в условиях постоянных и жёстких обстрелов.
Контрбатарейная борьба не прекращается ни на минуту. Противник применяет натовские беспилотники, выискивает и прощупывает позиции наших войск.
«Однажды запросил прикрытие, и мой товарищ с другой позиции открыл огонь по врагу, которого мы обнаружили, подавил его. На следующее утро по ним начали наносить сильнейшие удары», – рассказал командир.
Противник активно использует не только коптеры, но и комплексы звуковой разведки, которые по выстрелу вычисляют координаты, наших позиций, откуда наносили удар. Однако решающее слово – за российской артиллерией. Она накрывает неприятеля фактически круглосуточно. Получив координаты, наши гаубицы начинают работу в течение нескольких минут.
Ставрополец вспомнил, как после очередного дежурства присел напротив блиндажа отдохнуть. Через секунду над ним пролетел снаряд и раздался взрыв. Парень успел укрыться, но испугался тогда не на шутку.
«Мы часто смеёмся над собой – такие взрослые, грозные, здоровые, а как «прилёт» все сразу разбегаются, пытаясь закопаться. Бояться – нормально. Мы переживаем за себя и за своих родных. Дурак тот, кто не имеет страха», – с жёсткостью в голосе сказал Роберт.
Готовы идти до конца
Высокая интенсивность боёв создаёт сложности. Маскировочные сети, сохраняющие жизни наших солдат, имеют стратегическое значение для позиций артиллеристов. Они выцветают под солнцем, сгорают и плавятся от выстрелов. Залпы орудий не смолкают, отчего выгорает земля и деревья вокруг. Масксети на фронте стали расходным материалом: летом уходят по три в неделю. Бойцы очень нуждаются в них, а ещё в квадрокоптерах, чтобы сверху проверять степень маскировки и разведывать обстановку вокруг.
В расположение командир артбатареи вернётся не с пустыми руками. После встречи организаторы передали ему ноутбук, беспилотник и маскировочные сети. Дивизия, в которую по распределению попал уроженец Дивного, находится в другом регионе - гумпомощь из Ставрополья к ним не поступает.
В подчинении у Роберта Смояна более 40 мужчин. Большая часть из них –мобилизованные и по возрасту годятся ему в отцы. Однако молодой и строгий командир по этому поводу спокоен. Ему есть, чему поучиться у сослуживцев, при этом он и сам охотно делится знаниями с младшими по званию. Офицер признался, что атмосфера в их подразделении, пожалуй, единственное, что радует среди нелёгких боевых задач.
«Командой управлять нетрудно, потому что у нас всё слаженно, и каждый чётко знает свою работу», – не без гордости рассказал он. В такой опасной обстановке быстро стали братством и семьёй, поэтому готовы идти вместе до победы.
Работа у «богов войны», как называют артиллеристов, круглосуточная, на отдых и сон время остаётся немного. Порой 22-летний командир артбатареи приводит в чувство уже порядком уставших товарищей.
«Негатив накапливается и потом происходит выплеск эмоций, – описывает Роберт. – Стараюсь всех успокоить, с каждым пообщаться, и отношения нормализуются».
Боевые действия для военнослужащих – дело рутинное, но силы не безграничны. Держаться нашим солдатам помогает поддержка близких. После изнуряющих артиллерийских дуэлей бойцы мечтают о доме, а закрывая глаза, видят любимых. Ещё их радуют детские рисунки, которые присылают волонтёры. Ими обклеивают стены служебных помещений. По словам командира, они поднимают боевой дух.
Не держит зла на «стыдливцев»
О себе Роберт Смоян рассказал немного: коренной ставропольячанин, решил стать военным по совету друзей-военнослужащих. Долгое время был уверен, что первым в семье выбрал такую стезю, пока не приехал в отпуск с учёбы и не узнал от мамы, что её дедушка был командиром орудий в Великую Отечественную войну. Такая преемственность поколений.
С будущей женой, жительницей Ставрополя, 22-летний командир батареи познакомился в соцсесях, ещё на четвёртом курсе. Сначала ставили друг другу «лайки», потом начали общаться и быстро поняли, что хотят быть вместе. «У нас общие интересы, мы одинаковые души», – поделился Роберт с корреспондентом «АиФ-СК».
«Мы одинаково смотрим на жизнь», – присоединилась к супругу Валерия.
Девушка отметила, что муж старается каждый день выходить с ней на связь, но не всегда удаётся.
«Если не звонит, значит, там неспокойно и идут обстрелы. Мы переживаем. Наша доля – верить и ждать, – пояснила она. – Очень боимся звонков с других номеров – это не к доброй вести».
Супруга командира поделилась, что не может равнодушно смотреть телевизор. В телефонном разговоре часто с возмущением жалуется ему, что очередной артист высказался против СВО, а по ТВ бесконечный праздник жизни.
«Столько крови проливают наши ребята, а многие артисты не то, что нейтралитет не держат, так ещё и открыто осуждают, – объяснила Валерия. – Нам здесь обидно, но мы в бойню не вступаем по этому поводу, а ребята там как в танке, им не до этого».
Роберт согласился. Он действительно не держит обид на тех, кому стало стыдно, кто «переобулся» и осудил. Для себя сделал вывод – личность человека нужно отделять от творчества.
На вопрос, как складываются дела в зоне СВО, офицер ответил лаконично: «Всё хорошо. Выбиваем врага с позиций, поражаем артиллерией».