Ёлки вне закона. «Чёрные лесорубы» активизировались перед Новым годом

За нелегальную торговлю – штраф. © / Пресс-служба администрации Железноводска

Меньше, чем в прошлом году

Лесной кодекс запрещает самовольную рубку любых деревьев в лесах, разрешая собирать лишь валежник – отмершие ветви. А по хвойным породам есть отдельное правительственное постановление. «В предновогодний период за одну незаконно спиленную ёлочку придётся заплатить штраф от 3,5 до пяти тысяч рублей, – напоминает начальник Бештаугорского лесничества Сергей Дроздов. – Если срублено больше одного дерева, наступает уголовная ответственность».

   
   

Легально пилить ёлки или сосны можно лишь сотрудникам лесничеств и питомников. Под Новый год они усиливают охрану хвойных насаждений и круглосуточно патрулируют их вместе с полицейскими. В Бештаугорском лесничестве в этом году браконьеров пока не встречали. А вот в лесах Карачаево-Черкесии уже пресекли две попытки незаконной вырубки хвойных деревьев.

«Изъяты 70 полутораметровых ёлок. Это немного, по сравнению с прошлым годом, когда за предновогодний период изъяли 1070 штук. Сейчас более действенно работает охрана, и люди боятся нарушать закон», – объясняет начальник отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) республиканского управления лесами Салават Кочкаров.

Родина великанов

В горах Северного Кавказа есть ели, сосны и пихты, которым уже по 300 лет. Самые высокие достигают 50 метров в высоту. В КЧР такие великаны сосредоточены в Пхиинском участковом лесничестве Урупского района.

«Это ущелье, где для хвойных пород сложился самый благоприятный климат, – объясняет Салават Кочкаров. – Когда-то оттуда на выставку ВДНХ привезли ель, ствол которой по объёму древесины достигал 68 кубометров. Это дерево выиграло на всероссийской выставке, и, как я слышал, срез его ствола хранится там до сих пор».

В этом году Карачаево-Черкесия столкнулась с угрозой потерять хвойное достояние республики. На корнях елей начал массово размножаться жук-вредитель – большой еловый лубоед. Пихту и сосну он не трогает, а вот ели в Тебердинском заповеднике одна за другой засыхают.

«Чтобы избавиться от вредителя, нам совместно со Ставропольским центром защиты лесов предстоит очень трудоёмкая работа: опрыскивать каждое дерево. Кое-где они растут по скалам, и добраться туда практически невозможно», – сожалеет наш собеседник.

   
   

Жёлтоватая от природы

Чтобы не поддерживать нелегальный бизнес «чёрных лесорубов», покупать хвойные деревья к празднику нужно на ёлочных базарах. Но как же правильно выбрать среди такого многообразия и подольше сохранить дома новогоднее дерево?

По словам Сергея Дроздова, обыкновенная ель осыпается быстро. Пихты и голубые ели стоят подольше, а сосна может украшать дом до марта. Как давно было срублено дерево, можно понять, слегка тряхнув его. Если посыпались иголки, надолго его не хватит.

«Лучше всего покупать местные деревья, потому что они будут более свежими, чем заграничные, – советует начальник Бештаугорского лесничества. – Чтобы привезти и растаможить их в России, тратится время, поэтому стоять они будут недолго».

Поливать ёлку, срубленную пару недель назад, в ёмкости с песком бесполезно. А вот если дерево свежесрубленное, то это имеет смысл.

Желтоватые иголки у ели и сосны – вовсе не показатель того, что деревья уже засыхают. У каждого вида хвойных особый оттенок. Кроме того, на них отражаются климатические условия и состав почв, на которых они растут.

«Сосны с желтоватым оттенком и короткими иголками около 5 см – это сосна обыкновенная, которую к нам завозят из соседних регионов – Волгоградской области и Калмыкии. Она прекрасно растёт на бедных песчаных почвах. В Ставропольском крае сосны выращивают во всех лесничествах, даже в засушливых районах, – рассказывает Сергей Владимирович. - Мы на Кавминводах выращиваем сосну крымскую. У неё длинные иголки, до 15 см, она выглядит более пушистой и привлекательной. Ель высотой один метр – это дерево 5-6 лет. До двух метров она дорастает за 10-12 лет».

Смотрите также: