Жители Северного Кавказа стали беднее. За счёт чего выживают?

За последний год многие лишились дохода © / Михаил Маслов / Фото автора

Большинство регионов Северного Кавказа снова оказалось в конце рейтинга по уровню жизни. Исследование проводило агентство РИА Рейтинг. Исключением стали Дагестан и Северная Осетия. Первый - на 45-й строчке, вторая - на 64-й.

   
   

Потеряли источник дохода

По данным экспертов, Чечня заняла 72-е место. Кабардино-Балкария идёт на 76-й позиции, а Ставрополье - на 78-й. В самом хвосте оказались Карачаево-Черкесия и Ингушетия. Они на 82-м и 83-м местах. Исследователи изучали информацию за 2020 год, оценивая так называемые медианные доходы (уровень, выше которого доходы у 50% населения, а у второй половины, наоборот, ниже). Учитывалась также цена на определённый набор товаров и услуг в каждом конкретном субъекте России.

Эксперты анализировали уровень бедности, принимали во внимание количество зарабатывающих меньше прожиточного минимума.

Самой бедственной выглядит ситуация в Ингушетии. Там по результатам исследования за чертой бедности живут 30% населения, а 4,5% находятся за чертой крайней бедности. Не намного лучше цифры и в КЧР - 23,6% и 2,8% соответственно. На Ставрополье эти показатели равны 14% и 1,5%. В Кабардино-Балкарии - 24,2% и 3,3%.

«Безработных стало больше. Особенно пострадала туристическая отрасль в регионе и сфера общепита, - пояснила декан факультета экономики и управления Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Алиева Зухра Чомаева. - Многие предприниматели в том же Архызе сейчас даже продукты на месяц не покупают, чтобы не уйти в минус, если туристов не будет. Во многих домах отдыха и на турбазах массово уволили персонал, и сейчас хозяева не рискуют на долгий срок оформлять работников, потому что никто не даст гарантии, что туристы приедут и локдауна не будет».

В сером секторе

По мнению Зухры Чомаевой, доля серых зарплат остаётся высокой, плюс многие жители КЧР уезжают на заработки в другие регионы и зарплату получают там.

Люди, официально имеющие минимальный доход, зачастую держат личное подсобное хозяйство, продают мясо, молоко и другую продукцию.

   
   

«30 - 40% людей в КЧР живут на неофициальные доходы. Многие сейчас уехали работать на Черноморское побережье. Средства, которые они зарабатывают, идут в семьи, но официально нигде не отражаются», - говорит Чомаева.

Скептически к рейтингам относится и коллега Зухры Чомаевой бизнес-омбудсмен в Северной Осетии Тимур Медоев.

«Объективность результатов таких исследований очень сомнительна. На Северном Кавказе традиционно сильна теневая занятость. Люди покупают недвижимость, дорогие авто, берут кредиты и т.д. Я никогда не поверю, что на Ставрополье, где мы покупаем муку и хлеб, люди живут хуже, чем у нас в республике. Все рейтинги основаны на официальных данных органов статистики, но не все предприниматели предоставляют информацию о своих доходах, - утверждает Медоев. – Доходы, безусловно, упали с учётом того, что цены на всё растут. Но в целом люди в регионах Северного Кавказа живут заметно лучше, чем в Центральной России».

Медоев убеждён, что многие россияне работают в «тени» и никто не знает их реального дохода. Это, считает эксперт, создаёт почву для коррупции и ухода от налогов. В прошлом году, после повышения пособий по безработице, люди хлынули на биржи труда оформлять выплаты, официальная безработица подскочила. В этом году условия изменились, люди ушли из центров занятости и вернулись в серый сектор.

«Чтобы апеллировать цифрами статистики, нужно всех для начала оформить, как положено, и тогда уже анализировать данные, - рассуждает бизнес-омбудсмен. - У нас есть строительные фирмы, в которых официально три человека оформлены, а остальные 150 - 200 сотрудников получают серую зарплату».