Закрываться или открываться? Что происходит с бизнесом на Северном Кавказе

Сфера торговли от падения покупательского спроса в округе страдает больше остальных. © / pixabay.com

По данным аудиторско-консалтинговой сети «ФинЭкспертиза», Ингушетия и Северная Осетия вошли в десятку российских регионов с наименьшей долей открытых предприятий относительно закрытых за март-июнь 2022 года. В Ингушетии этот показатель составил 30,2%. В Северной Осетии он чуть выше - 37,2%. 

   
   

Поможет отмена налогов?

В исследовании говорится, что с марта по июнь в Ингушетии открылось 139 предприятий, а закрылось - 461. По словам республиканского бизнес-омбудсмена Мурата Хаматханова, по сравнению с прошлым годом суммарное количество субъектов малого и среднего бизнеса выросло на 11,6%. Если на 10 июля 2021 года в республике было 4282 таких предприятия, то на эту же дату 2022 года - уже 4779. Наиболее популярные направления - торговля, строительство, производство и транспортные услуги.

«Предприниматели Ингушетии меньше пострадали от западных санкций после начала спецоперации, так как у нас не так много предприятий, которые занимаются экспортом и импортом товаров. Сейчас они уже приспособились и выстроили новые логистические цепочки», - утверждает омбудсмен. 

Главной проблемой для бизнеса, по его словам, остаётся падение покупательского спроса, так как люди стали больше экономить. Выросло и число проверок бизнеса. По индексу административного давления в 2021 году республика опустилась с 58-го на 82-е место. 

«Нужна полная отмена имущественного и земельного налогов, налога на транспорт, который используют предприниматели, пока не закончится тяжёлое время. Востребованы были бы и льготные кредиты под 1-2%. Более высокую ставку наш бизнес просто не потянет», - говорит Хаматханов. 

В Северной Осетии открылось 181 предприятие, закрылось - 487. Бизнес-омбудсмен региона Тимур Медоев говорит, что причин для закрытия у бизнеса может быть много, а несколько сотен ликвидированных организаций - небольшая цифра для республики. 

«Мы связывались с налоговой инспекцией. Там рассказали, что много индивидуальных предпринимателей закрылось из-за перехода на режим самозанятых и налог на профессиональный доход», - утверждает Медоев. 

   
   

Бизнес, по его словам, ждёт ухудшения ситуации из-за снижения покупательской способности населения и потребительской активности. Многие уехали на отдых в другие регионы. В результате торговые центры пустуют, а торговля, на которую приходится треть всех предприятий, простаивает. 

«Особого эффекта от мер господдержки бизнеса мы сейчас не ощущаем. Да, они стабилизировали ситуацию на рынке, но к серьёзному улучшению не привели. Некоторые ещё не заработали в полную силу», - констатирует уполномоченный. 

Начало идеального шторма?

На Ставрополье соотношение открытых и закрытых предприятий составило 56,9%: открылось 476 бизнесов, закрылось - 836. Руководитель региональной Ассоциации защиты бизнеса и юрист Сергей Владимиров называет экономическую ситуацию в крае «началом идеального шторма». 

Он считает, что о состоянии бизнеса на Ставрополье можно судить по нынешнему портрету истца. Если раньше предприниматели шли в арбитражные суды с исками на крупные суммы, то сейчас они уменьшились до 5-10 тыс. рублей. Такие случаи, по данным Владимирова, стали массовыми. 

«Государство также впервые с 1990-х упрощает порядок ликвидации юридических лиц. Раньше открыть компанию можно было за пять минут, а вот закрыть было куда сложнее. Сомневаюсь, что новая мера принята для того, чтобы облегчить жизнь бизнесу. Скорее всего, государство пытается таким образом снизить себе нагрузку, потому что не справляется», - говорит Владимиров. 

По его наблюдениям, в крае ощутимо снизилась деловая активность. Об этом говорит серьёзное уменьшение количества обращений к уполномоченному по правам предпринимателей. А вот индекс административного давления на краевой бизнес в последние два года не уменьшается. По этому показателю Ставрополье занимает 81-е место в стране. 


Кстати

Лидером округа по соотношению открытых и закрытых предприятий стала Карачаево-Черкесия. Там этот показатель достиг 216,8%. В республике запустили 258 бизнесов, ликвидировали - 119. 

30-летний предприниматель из КЧР Руслан Демиховский зарегистрировал свой бизнес 10 июля, открыв кафе с доставкой. Готовился вместе с партнёрами два года - подбирали помещение и искали нишу. 

«В конце прошлого года окончательно поняли, что в Черкесске напрочь отсутствует доступная уличная еда. Далее готовили меню, прорабатывали всё до мелочей. Родные и друзья отнеслись к идее со скептицизмом», - вспоминает предприниматель. 

Мерами государственной поддержки и кредитами для бизнеса Демиховский не пользовался. На запуск бизнеса потратил более 2 млн рублей. Впереди - новые затраты в связи с планами по расширению. Основные сложности - импортная упаковка для еды, которую теперь сложно достать. 

«Сейчас самое время для входа в бизнес, так как многие компании и мелкие предприниматели вынуждены были закрыться из-за пандемии. Сейчас предпринимателям мешают санкции, поэтому запускать своё дело лучше командой», - советует Демиховский.