Десятилетие терактов: от «Норд-Оста» до наших дней

Их было 912. Девятьсот двенадцать человек, взрослые и дети. В тот страшный вечер они были сначала  зрителями и артистами. Потом стали заложниками. Ровно 10 лет назад, 23 октября 2002 года, в московском Театральном центре на Дубровке случился «Норд-Ост». Не спектакль, не мюзикл. ТРАГЕДИЯ.

   
   

Череда терактов в современной России не прекращается более 15 лет. 1 сентября в Беслане уже никогда не будет праздником знаний. Это навсегда БЕДА. Мальчишкам и девчонкам из этой школы в Северной Осетии не суждено вырасти. Их жизни забрали террористы. Студентам из кисловодской электрички не получить дипломов.  2003-ем террористы дважды подрывали утренний электропоезд, в котором ехали на занятия в Пятигорск юноши и девушки 1984-1987 годов рождения. 3 сентября погибли 6 человек, 92 получили ранения. 5 декабря 42 человека погибли, ранены были 177. Вагон электрички силой взрыва разорвало пополам, сделали это террористы–смертники. Террорист – смертник подорвал себя сегодня, 23 октября,  на границе Северной Осетии и Ингушетии. От взрыва погиб полицейский, еще четверо были ранены.

Почти 5 лет назад, в 2007-м, за месяц на Северном Кавказе были подорваны два пассажирских автобуса – 22 ноября рейса Пятигорск – Владикавказ (на административной границе РСО-Алании и КБР). Погибли 5 человек, 15 были ранены. 10 декабря – Пятигорск-Ставрополь. Взрыв на автовокзале Невинномысска унёс тогда жизни 22-летней Сусанны Газорян из Новопавловска и 17-летней Елены Тарасовой из Пятигорска...

   
   

Возможности терактов не исключить…

Пассажирские перевозки на автобусах и «маршрутках» – самые популярные на Северном Кавказе. Дорожная сеть широкая и разветвлённая. Через Ставрополье проходят сотни маршрутов, связывающих регионы округа между собой и другими частями страны. Только в Москву, Ростов, Волгоград  направляются ежедневно десятки автобусов, безусловный лидер – столицы страны. На внутренних, междугородних и международных  маршрутах (к примеру, в Грецию, Германию, Армению)  еженедельно передвигаются тысячи пассажиров. Но до сих пор не все автовокзалы СКФО оборудованы видеонаблюдением (в отличие от железнодорожных), водители нередко «подбирают» клиентов на трассах, перевозят различный груз. Разговоры о том, что продавать билеты на автобус будут по паспорту, так и остались разговорами, багаж пассажиров на автовокзалах не досматривается.

«Обстановка на объектах автомобильного транспорта Ставропольского края продолжает оставаться сложной. Определяющее воздействие на нее по-прежнему оказывают нестабильная ситуация в республиках Северного Кавказа, а также возможность совершения членами бандподполья преступлений террористической направленности на объектах автотранспорта. К угрозообразующим факторам также следует отнести несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность перевозчиков и объектов транспортной инфраструктуры», – констатируют в краевом управлении ФСБ. 

Мой автобус – с краю 

На сегодняшний день значительная часть регулярных пассажирских автоперевозок в Ставропольском крае осуществляется под видом заказных. Из одного населённого пункта в другой людей везут, лукаво прикрываясь так называемым «заказом», а на деле это стандартный рейсовый маршрут, но без оформления необходимых документов на сам транспорт и перевозку людей. «Индивидуальные предприниматели, умело используя юридические пробелы в действующих нормативно – правовых актах, получили возможность избегать обязательных конкурсных процедур на право обслуживания пассажирского рейса, а также не заключать договора с автовокзалами и автостанциями на билетно - кассовое обслуживание. Зачастую пункты отправки (прибытия) «заказных» пассажироперевозчиков располагаются на импровизированных стоянках в районах рынков, автовокзалов и иных мест массового скопления людей», – отмечают в ФСБ Ставропольского края.

 Такой, мягко говоря, халатный подход, когда в погоне за коротким рублём перевозчики забывают о безопасности людей, ставя их жизни под прямую угрозу, чреват печальными результатами.

«Авто-частники» подсаживая и высаживая пассажиров в неустановленных местах создают реальные условия  для беспрепятственного провоза на территорию края членов бандгрупп и средств террора, а также существенно затрудняют розыск лиц, причастных к подготовке и совершению террористических акций.

Получив свои рубли за проезд, водитель может и не подозревать, кто заплатил ему, кого он доставил в нужный пункт. И что в этой сумке или коробке? «Моя хата, точнее, моя маршрутка, с краю». Перевёз, срубил бабосов и забыл. А если где рванёт? И если под удар тем самым водила ставит своих же близких?

Как ФСБ края «рядилось» в террористов 

Большинство руководителей автовокзалов, собственников автопредприятий и автоперевозчиков  к вопросам безопасности относятся чисто формально, к такому выводу пришли в ходе многочисленных проверок сотрудники ФСБ края. Как проверяли? Очень просто – «рядились» в пассажиров и ездили по Ставрополью. Без билета в автобус или маршрутку – нет проблем, посылочку – возьмём, только плати. Выяснилось, что любой груз водители берут без лишних вопросов, а на перронах автовокзалов легко можно оставить «закладку». Террористическую, которая взрывается. Такие итоги не только настораживают, ужасают. А если бы все эти десятки  условных смертников и террористов с посылками и «закладками» были реальными?  Нельзя не озвучить экономическую сторону проблемы, а она весьма красноречива – в ряде автотранспортных предприятий водителям установлен план по выручке – как хочешь, но сдай  после каждого рейса. При этом размер  четко фиксирован и не зависит от количества официально реализованных на данный рейс билетов автостанциями и автовокзалами в пути следования. В результате водители стараются выполнить план за счет безбилетных пассажиров, которых они подбирают по маршруту следования в неустановленных местах, а также передачи посылок.

Имеют место и факты полного незнания водителями и персоналом остановочных пунктов порядка действий в случае выявления признаков возможной подготовки и совершения террористических актов, подчёркивают в краевом управлении федеральной службы безопасности. И предупреждают – проверки на автотранспорте не завершены, они продолжаются.

«Управлением ФСБ России по Ставропольскому краю в рамках оперативного сопровождения создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте на плановой основе и в дальнейшем будут проводиться мероприятия, направленные на повышение антитеррористической защищенности объектов пассажирского транспорта» – заявили «АиФ-СК» в силовом ведомстве. Перевозчики и пассажиры – будьте бдительны! Ради своей же жизни.

 

Смотрите также: