«Синтетика» убивает. Дизайнерские наркотики лидируют по разрушительной силе

Страшные последствия

По данным статистики, на Ставрополье ситуация с заболеваемостью наркоманией последние лет пять остаётся относительно благополучной – показатели ниже, чем в среднем по России. Преломить ситуацию удалось в 2009 году. До этого наблюдался существенный рост, край опережал многие регионы страны. Сегодня на учёте в Ставропольском краевом наркодиспансере – чуть больше девяти тысяч человек.

   
   

Изобретатели и продавцы зелья расслабляться не дают, подогревая рынок новыми видами наркотиков. Спайсы, соли, миксы появились не так давно, но молодёжи – целевой аудитории наркодилеров – эти названия уже хорошо знакомы.

Меняются не только химические формулы, но и способы распространения. Что угодно можно сегодня купить через интернет.

В структуре потребления с прошлого года наблюдается рост доли синтетических, или как их ещё называют – дизайнерских наркотиков. Последствия врачей ужасают. По своему воздействию «синтетика» оставила далеко позади своих предшественников – алкалоиды опиатов. В состояние полной неадекватности приводят дозы, меньшие в разы. Передозировки, интоксикационные психозы – частые явления. Одурманенных, дезориентированных молодых людей в наркодиспансер привозят с пугающей регулярностью. Иногда на то, чтобы купировать галлюцинации и привести пациента в себя, уходит несколько дней. Главная опасность и беда – необратимо поражается центральная нервная система, развивается энцефалопатия. Превратиться в глубокого инвалида можно с первого же раза.

Плохая замена

Много проблем борцам с зависимостью доставляет аптечная наркомания. Едва законодатели в союзе с правоохранителями и врачами справились с кодеинсодержащими препаратами, как наркоманы нашли замену. Скандалы с «Лирикой» сотрясают Ставрополье регулярно. Отпускать её в аптеках должны по рецептам. Но не по специальным (для сильнодействующих), а обычным, как и большинство медикаментов. Но спрос так велик, что аптекари закрывают глаза на эти требования, продают лекарство всем желающим. Прибыль позволяет спокойно оплачивать штрафы за нарушение.

«Доходит до того, что этот препарат можно купить не только в аптеках, но и в хозяйственных магазинах, на улице, покапсульно, - сокрушается замглавврача наркодиспансера Светлана СОКОЛОГОРСКАЯ. – Законодательная инициатива внести «Лирику» и ряд других похожих препаратов в список сильнодействующих пока поддержки на федеральном уровне не получила. А это позволило бы установить другой уровень ответственности за их продажу без рецептов – не административную, а уголовную. Аналогичные действия в отношении кодеинсодержащих препаратов позволили предотвратить вспышку дезоморфиновой наркомании на Ставрополье».

Кстати, поначалу «Лирику» люди зависимые использовали «в благих целях», пытаясь завязать с тяжёлыми наркотиками, смягчали таким образом абстинентный синдром. Но очень скоро выяснилось, что при этом формируется новая зависимость – от лекарственного препарата.

   
   

По этой же причине российские наркологи отвергают заместительную терапию методоном.

Кстати
С 2012 года на Ставрополье подростков тестируют на наркотики. В первый год выявили 10 потребителей. В 2013­-м, когда проверки стали массовыми, тесты оказались положительными у 12 несовершеннолетних. В прошлом же году, несмотря на то, что охват школьников этой мерой профилактики продолжает расти, выявленных случаев стало меньше – всего три. По мнению специалистов, это свидетельствует о том, что ответственность за своё поведение у ребят повысилась – тестирование стало сдерживающим фактором.
«Недавно было совещание в Крыму, который после вхождения в состав России отказывается от методона. Главный нарколог Севастополя рассказывал о результатах заместительной терапии. Отзывы негативные, - говорит Сокологорская. – Употребление методона формирует новую зависимость. Отказаться от него труднее, чем от других наркотиков. Пациент, который переходит на заместительную терапию, может пожизненно остаться наркозависимым».

Вернуться к жизни

Какой путь предлагают наркоманам ставропольские врачи? В первую очередь – медицинская помощь: снять интоксикацию, возникающую при систематическом употреблении, привести в порядок организм, насколько это возможно. Второй этап – реабилитация: восстановить утраченные социальные функции и контакты, научить пациента получать удовлетворение от трезвой жизни.

Медицинский реабилитационный центр в крае один – в Пятигорске. Плюс отделение реабилитации в Ставрополе. 30% тех, кто прошёл курс лечения и реабилитации, к употреблению «дури» не возвращаются, уверяет Сокологорская.

Свою помощь наркозависимым предлагают и общественные организации, имеющие реабилитационные центры. Но методы работы некоторых из них представителей официальной медицины настораживают. Специалисты бьют тревогу – сегодня никто не контролирует работу этих организаций, единых стандартов нет. Проблема обсуждается не первый год, но пока никак не решается.

На заметку
Ирина Березуцкая, врач­-нарколог: «Главный пример для детей – родители. Надо самим вести здоровый образ жизни и ребёнка к этому приучать. Обращайте внимание, с кем он общается. Если пропадает в клубах, часто ночует у друзей – это тревожный сигнал. Насторожить должны неадекватное поведение, перепады настроения, беспричинное веселье или агрессия, скрытность. Суженные или расширенные зрачки, следы от уколов – это уже прямые признаки. Крики, ругань, скандалы не помогут. Надо выстроить доверительные отношения и смотивировать подростка прийти к специалисту. Многие родители боятся, что появление у нарколога сломает ребёнку жизнь. Ничего подобного. Анонимные консультации для подростков бесплатные, с ребёнком поговорит психолог, постарается выяснить причину. Если не принимать меры, эпизодическое употребление перейдёт в зависимость. Наркоманы, регулярно употребляющие опийные наркотики, живут 5­7 лет. С синтетическими ­ всё ещё хуже».

Смотрите также: