Танцевала и встречала поезда. Зачем муза Есенина приезжала в Кисловодск

Поэта его муза в Кисловодске так и не дождалась. © / Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

В конце августа 1923 года на Кавминводах начинался бархатный сезон. Повсюду привлекали внимание афиши с изображением легендарной Айседоры Дункан - возлюбленной Сергея Есенина. Курортники радостно предвкушали гастроли необычной танцовщицы. 

   
   

О пребывании артистки на Ставрополье накануне её дня рождения 26 мая «АиФ-СК» рассказал краевед, заслуженный работник культуры РФ Борис Розенфельд.

«Интернационал» на сцене Курзала

Благодаря энтузиазму Бориса Розенфельда одна из афиш танцовщицы сохранилась до наших дней. Она стала экспонатом театрального музея Северо-Кавказской государственной филармонии имени В.И. Сафонова. К сожалению, увидеть раритет проблематично, он хранится в запасниках музея. 

Афиша сообщала, что в Лермонтовской галерее Пятигорска 31 августа 1923 года должен состояться вечер Айседоры Дункан с участием симфонического оркестра под управлением Ивана Сафонова, сына дирижёра, имя которого носит сейчас филармония. В программе – Шопен, Шуберт, Чайковский и… танцевальная композиция «Интернационал». 

Впервые в советской России иностранка поставила революционный танец. Её выступления вызывали огромный интерес публики своеобразным сценическим стилем. Она выходила на сцену в прозрачном хитоне, всегда танцевала босиком, талантливо импровизировала. Любопытство отдыхающих подогревал и тот факт, что год назад танцовщица стала законной женой Есенина, хоть была старше его на 18 лет, и приняла советское гражданство. Ожидался и визит самого поэта на Кавминводы.

«Мне удалось найти воспоминания журналиста и театрального деятеля Ильи Шнейдера, где он пишет, что приёмная дочь Дункан – Ирма – настояла на поездке в Кисловодск, чтобы Айседора поправила здоровье на водах. Тогда же решили, что Есенин присоединится к супруге через три дня. Но на другой день выяснилось, что поэта приглашают в Кремль и обещают средства на выпуск журнала, поэтому приехать он не сможет. А немного позднее у Есенина созрело решение уйти от танцовщицы», – рассказывает Борис Матвеевич.

Троцкий спас от провала

В Кисловодске Дункан остановилась в самой фешенебельной гостинице города  - «Гранд-отеле», где всегда селились знаменитости. Окна её номера смотрели на просторы Верхнего парка и Курзал. Целебный климат курорта, красота парка вдохновили танцовщицу, и она выступала на сцене с творческим подъёмом. Новизна её искусства, отсутствие грима обеспечили Айседоре большую популярность у зрителей.

   
   

Однако не обошлось без скандала. В концертную программу она включила славянский танец на музыку гимна «Боже, царя храни». Чем не повод обвинить американку в контрреволюционной деятельности? Люди в кожанках забеспокоились. Но артистке повезло, в зрительном зале находился Лев Троцкий, и его вмешательство помогло танцовщице. Концерт завершился бурными аплодисментами.

Однако любовь публики не спасала Айседору от грустных мыслей. Она продолжала ждать Есенина и ежедневно приходила на железнодорожный вокзал встречать поезда. Муза поэта уже понимала, что он не приедет. На всё надеялась...

Танец памяти Лермонтова

Она знала, как Есенин высоко ценит Лермонтова, поэтому приехала в Пятигорск задолго до начала своего выступления. Айседора хотела посетить любимые места поэта, в том числе и грот Дианы. Именно там Лермонтов устроил прощальный бал, лично украсил грот живыми цветами, танцевал в последний раз полонез и вальс. Дункан сожалела, что не успеет побывать на месте смертельной дуэли. 

У подножия Машука в память о Лермонтове она захотела исполнить хореографическую композицию под «Неоконченную симфонию» Шуберта. Очевидцы этого танца впоследствии вспоминали, что он произвёл на них очень сильное впечатление. Каждое движение артистки было пронизано печалью, тонкой лирикой, наполнено мастерством.

Она напоминала раненую птицу, которая металась от одного края сцены к другому. На языке танца Айседора стремилась передать всю глубину своей печали. Судьба Лермонтова сильно тронула её. Вместе с тем артистка старалась показать, что поэзию убить невозможно. Хореографическая композиция произвела эффект разорвавшейся бомбы и стала настоящей сенсацией.

Ессентукской публике тоже посчастливилось побывать на концерте Айседоры в «Театр-
Парке», но программа была уже другой.

Кисловодск танцовщица покидала в расстроенных чувствах, получив телеграмму от Есенина, в которой он сообщал о разрыве с ней.