Картины осетина покорили европейцев

Фото из архива Вадима Пухаева

 Недавно в Брюсселе про­шли Дни осетинской культу­ры. Они объединили ряд яр­ких мероприятий - «круглый стол» творческой интелли­генции Осетии и стран Ев­росоюза «Мосты сотрудни­чества», премьеру картины режиссера-документалиста Вадима Цаликова «И целой жизни стоит…», выстав­ку осетинских художников «Откровение» (уже вторую по счету) и мастер–класс участников вернисажа.

   
   

О крепнущих творческих связях Бельгии и Осетии и своих впечатлениях в экс­клюзивном интервью «АиФ-СК» рассказал заслуженный художник РСО-Ала­нии Вадим Пухаев.

Вадим Пухаев родился в Москве, окончил художественное училище в Цхинвале и Северо-Осетинский госуниверситет (факультет искусств, мастерская академика Российской академии художеств, профессора Шалвы Бедоева).

 

Палитра по максимуму

- Чем привлекает европей­ского зрителя искусство Се­верного Кавказа? Каков он в их представлении?

- Искусство Кавказа, в частности Осетии, прежде всего манит своей само­бытностью, способностью синтезировать новейшие живописные направления и древнейшие традиционные национальные особенности образного восприятия мира. Нам необходимо показы­вать людям в разных стра­нах другой Кавказ, не тот, что упоминается только в связи с нестабильностью и конфликтами. Показывать в реальных красках всю ту палитру прекрасного, за­вораживающего красотой и величием Кавказа, от­крывать его миру с разных сторон. В конечном сче­те это скажется на общем восприятии европейцами нашего региона. Приятно было видеть, что множество представителей европейс­кого общества живо интере­суются работами художни­ков, стремятся обменяться впечатлениями с авторами, открыты к диалогу.

   
   

- В таком случае, почему не провести Дни культуры какой-либо из стран Европы в Осетии? Например, Дни культуры Бельгии? Что было бы близко нашему, северо­кавказскому зрителю?

- Обменные выставки планируются, точных дат назвать не могу, но чи­татели «АиФ-СК» узнают об этом заранее. Дни же культуры Бельгии в Осе­тии, если они состоятся, я бы наполнил как совре­менным искусством, так и классикой живописи. Тог­да у зрителя в комплексе сформируется более полное представление об искусст­ве бельгийцев. Из совре­менных можно показать суперреалиста Джефа Дил­са, великих нидерландцев и фламандцев - Рубенса, Брейгеля, Босха.

- Бельгия у нас ассоции­руется с шоколадом. Какие ассоциации у бельгийцев свя­заны с Россией, Северным Кавказом, Осетией?

- К России есть безу­словный интерес, стремле­ние понять. А про Кавказ и Осетию многие даже не слышали. А если и слыша­ли, то ассоциации, как пра­вило, с войной. А тут – ис­кусство в разных форматах. Потому наши творческие десанты привлекают повы­шенный интерес, желание познакомиться поближе. На выставке «Откровение» было много представите­лей и осетинской общины в Европе, и европейцев. Яв­но прослеживалось их не­поддельное восхищение и интерес к осетинскому ис­кусству. Ассоциации с Рос­сией у европейцев, как мне показалось, ещё и с оттен­ком советских времён, есть такой пережиток. Иной раз чувствуется некоторая на­стороженность, заскоруз­лый стереотип срабатыва­ет. На уровне же бытового общения упоминание, что я из России, неизменно вы­зывало самые теплые эмо­ции, желание пообщаться, оказать услугу.

- А как прошёл мастер-класс?

- Он стал гвоздём фести­валя «Рандеву с Россией». Интерес был большой, на­ши художники рисовали на глазах гостей Дней культуры в сопровождении колоколь­ной музыки уникального передвижного карильона и осетинской национальной музыки. Я изобразил свя­того Георгия в осетинской интерпретации этого обра­за - всадник скачет в небе на белом трехногом коне, наблюдая за путниками, с готовностью прийти им на помощь.

Святой Георгий у осетин - покровитель мужчин и путников. В нашей мифо­логии существует его ана­лог - Уастырджи. Да, все участники мастер-класса, не сговариваясь, нарисова­ли коней. Как подметили ведущие - сразу видно кав­казских мужчин, скакуны у них в особом почете. Моя работа была передана в дар Русской православной цер­кви в Бельгии, непосредс­твенно архиепископу Брюс­сельскому и Бельгийскому владыке Симону. Работы моих коллег Владимира Айларова и Ахсара Есено­ва также переданы в дар - посольству РФ в Бельгии и Российскому центру науки и культуры в Брюсселе.

Плюс фольклор

-Дни осетинской культуры в Европе становятся тради­ционными, чем они попол­нятся в 2013 году?

- Как говорят организа­торы из международной не­коммерческой ассоциации Renaissance, добавить очень хотелось бы фольклорные коллективы. Продолжим де­монстрацию работ народ­ных умельцев. А помимо Бельгии планируется про­водить такие мероприятия во Франции и Голландии. В Брюсселе же откроется ху­дожественная галерея, пер­вую экспозицию которой составят, возможно, работы участников двух выставок «Откровение», проходивших в рамках дней осетинской культуры. В прошлом году на ней было около 40 работ, в этом - не менее 80. Экспо­нировалось 5 художников, трое - Владимир Айларов, Ахсар Есенов и я, Вадим Пухаев - из Осетии, Ла­риса Салбиева из Бельгии и Игорь Тогузаев из Фран­ции.

- На «круглом столе» об­суждали вопрос интеграции Южной Осетии в междуна­родное пространство. Что могут люди искусства в по­литике?

- Прозвучало уверенное мнение и готовность не до­жидаясь международного признания интегрироваться в международное культур­ное пространство. А роль людей искусства в полити­ке весомая, хотя, по моему мнению, непосредственно политикой люди искусст­ва не должны заниматься. Тем не менее их творчест­во оказывает существенное влияние на формирование имиджа страны.

Смотрите также: