Культурная провинция? Что мешает развитию культуры на Ставрополье

Фото С.Ломакин / Из личного архива

В конце декабря знаковым культурным событием для Ставрополя стало открытие центра «Синема Парк». Тот факт, что он появился в столице края гораздо позже, нежели в других городах Юга России, позволил злым языкам в очередной раз съязвить: дескать, Ставрополье – культурная провинция и «родина южных слонов» (в краевом музее 2 скелета древних слонов. – Авт.).

   
   

С этим категорически не согласен Владимир Лычагин, председатель Общественного совета при минкультуры края.

Без кинофестиваля

Елена Панкова, «АиФ-СК»: 2016-й власти объявили Годом кино. Прошлый был посвящён литературе, а 2014-й – культуре в целом. Что нам всё это даёт? 

Владимир Лычагин: Впервые за долгие годы власти обратили внимание на культуру как важный государствообразующий элемент! Сейчас, когда общество у нас так «поляризовано», культура – тот универсальный язык общения, который позволяет объединять людей в единую нацию.

Своеобразие Ставрополья – в том, что оно многоязычно. Благодаря культуре народы, населяющие край, начинают лучше понимать и не бояться друг друга. Политическая и практическая польза от мероприятий, которые прошли в годы культуры и литературы, огромна!  

– А вам не кажется, что городу с почти полумиллионным населением, каковым сегодня является Ставрополь, давно пора иметь свой ТЮЗ, театр оперы и балета и ещё хотя бы один концертный зал?

– Город стремительно растёт, и, конечно же, ему нужны все эти учреждения культуры. Думаю, сама жизнь заставит их открыть. А пока ТЮЗ у нас с успехом заменяет молодёжный театр «Слово». Супруги Пересыпкины – большие энтузиасты и отличные профессионалы!    
   

Но этот театр почти не получает поддержки ни от города, ни от края. Давно уже нужно властям разработать под него муниципальное задание на подготовку и выпуск хотя бы двух спектаклей в год.

Что касается нашей якобы провинциальности в области культуры…

Я категорически с этим не согласен! Посмотрите, в последние годы у нас появились крупные фестивали: «Золотой витязь», «Белая акация». «Музыкальная осень Ставрополья» не теряет своих позиций. Сафоновский фестиваль на КМВ, международные и всероссийские конкурсы юных пианистов, казачьей культуры, самодеятельных театров и др.

В краевом центре у нас замечательные академический драмтеатр, городская капелла «Кантабиле»,филармония… И это далеко не полный перечень!

– А вас не смущает тот факт, что Ингушетия может позволить себе кинофестиваль, а наш край – нет?

– Мероприятия, которые проходят в Ингушетии, я бы не назвал кинофестивалями в классическом смысле. Это, скорее, такие формы федеральной национальной политики и господдержки республики в области культуры.

Настоящий кинофестиваль – удовольствие очень затратное. Начнём с того, что у нас в крае даже негде его «прокатать». Почти все местные кинотеатры принадлежат московским фирмам, которые не заинтересованы в такой благотворительности за свой счёт. Когда на КМВ решили провести международный кинофестиваль «Золотой витязь», ни одна московская фирма не согласилась выделить под него свои кинозалы. Предложили провести фестиваль в залах санаториев.

Но в санаторий всех желающих не пустят, там свой режим!

С инструментами – беда

– То, о чём вы говорите,  официальная культура. А где реализоваться неформалам: рок-музыкантам, бардам, джазменам? Может, лучше бы вместо покупки дорогостоящего хорового станка, который используют раз в год в День края, отремонтировали дома культуры?

– Да, рок-музыкантам в крае выступать негде. Бардов время от времени приглашают в галерею Сергея Паршина или в краевой Дом народного творчества, но и только.

Конечно, то, что почти вся культурная жизнь у нас сосредоточена в центре, – плохо. На юго-западе Ставрополя растёт город в городе, а там даже храмов православных мало, не говоря уже об эстетических и развлекательных досуговых учреждениях. Ни одного Дома культуры на огромный район! Этот градостроительный перекос, конечно же, требует корректировки.      

Теперь о хоровом  станке. Он ведь разборный, поэтому его используют не раз в год, а гораздо чаще! Он нужен, скажем, нашим музыкальным школам, колледжам при проведении краевых хоровых конкурсов и фестивалей.

– Но ведь в крае почти не осталось хоров…

- Увы, не только у нас. Россия – традиционно певческая страна, академических же хоров сейчас мало. Но  искусство академического пения возрождается. На Ставрополье вновь создано краевое хоровое общество.

– А  концертный рояль – по-прежнему единственный на весь край?

– Недавно появился ещё один – в колледже искусств. Но я соглашусь с вами – с музыкальными инструментами у нас в крае беда! Музыканты играют на стареньких, потому что новые не закупают. Для решения этой проблемы нужна  затратная краевая целевая программа.

– Есть мнение, что в крае достойной и хорошо оплачиваемой работы для деятелей искусства мало. Но кадры продолжают выпускать. Правда, в СКФУ закрыли факультет искусств…

– Это плохо. Творческих людей с высшим образованием у нас теперь готовит только один вуз – Ставропольский госпединститут, на своем факультете искусств. Между тем потребность в специалистах, имеющих высшее образование в сфере искусства и культуры, велика! 

Посмотрите, у нас почти везде, кроме драмтеатра, - старые артистические кадры! Пожилые люди преподают в музыкальных и художественных школах, колледжах, играют в оркестрах.

В Ставропольском театре кукол, к примеру, уже сейчас ощущают этот дефицит молодых актёров.

Время меценатов

– Уже много лет театр кукол – без своего здания. Когда оно появится? 

– Сейчас театр арендует этаж Ставропольского Дворца культуры и спорта. Но зал на 100 мест слишком для него мал! Театр не окупает в нем расходов на свое содержание. Поэтому площадку во Дворце культуры и спорта рассматривают как временную.

– Сейчас принято рассуждать о том, что время меценатов безвозвратно ушло…

– Это не совсем так. По статистическим данным 2014 года, к около 4 млрд руб., вложенных в целом в культуру края, более 85,4 миллионов добавили плюсом меценаты.

– Кто они – эти современные подвижники?

– К примеру, несколько руководителей крупных СХП в Новоалександровском районе. По-хозяйски заботясь о своих тружениках, они построили у себя в селах храмы, поддерживают учреждения образования и культуры.

Это и  два года назад созданный родственниками поэта Слядневой некоммерческий «Литературный фонд В.И. Слядневой», поддерживающий деятелей культуры.