Смогут ли кавказские народные умельцы вытеснить китайский ширпотреб

Точка зрения:

Георгий Сабеев, скульптор, член союза художников России (РСО-­Алания):

– Декоративно­прикладное искусство – лицо региона, лицо самобытное, узнаваемое. Дагестан – традиционно Кубачи, Северная Осетия славится резьбой по дереву, чёрнолощёной керамикой, КБР и КЧР – изделиями из войлока и кожи. В каждом уголке Северного Кавказа есть мастера, сохраняющие народные традиции, что уходят корнями в глубину веков. Наши места насыщены культурными слоями разных эпох, их отголоски – в работах современных авторов, тех, кто не просто слепо копирует изделия предков, а изучает историю, древнюю технику, создавая современные произведения искусства. Это подчёркивает нашу аутентичность, из этого разноцветья складывается огромный букет России, насыщенный и яркий. Северный Кавказ в этой палитре уникален в многообразии и содержании: на планете нет региона, где на такой маленькой территории столько народов со своим неповторимым лицом. Ремесло в своём высоком проявлении – это большое искусство. Академическое искусство в нашей стране развито, а вот декоративно­прикладному уделяется не столь много внимания. И в мире с этой стороны нас не знают широко. Поддержка государства необходима – детальная, вдумчивая.

 Северный Кавказ славится своими народными умельцами, собственно, как и любой другой регион РФ. Но стремление позиционировать СКФО как всероссийский центр туризма обязывает иначе взглянуть в сторону народных промыслов.

   
   

Китай непобедим?!

Кавказ чаще всего ассоциируется с шашлыком, лезгинкой и папахой. Последняя – давно не только элемент народного костюма, а сувенир – как в натуральную величину, так и в миниатюрном исполнении. Овечья шерсть веками даёт сырьё для изделий декоративно-прикладного искусства (ДПИ), в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии войлок используется как для традиционных национальных изделий – ковров, так и воплощает фантазии местных дизайнеров.

– Мы делаем сумочки, бижутерию, шапки – всё по старинной карачаевской технологии. Процесс кропотливый, дорогой, работа творческая, ручная, а туристу всё равно – лишь бы дёшево было, – поясняет Амин Узденов, член Союза художников России, заслуженный художник КЧР. – Китайский вал нам не перекрыть, это выгодный бизнес, кормящий тысячи людей, необходимо поддерживать своих производителей, своих мастеров ДПИ. И в первую очередь – продвижением. Чаще и подробнее рассказывать о народных промыслах, о мастерах, возрождающих традиции.

Узденов много лет работает на Ставрополье, его изделия имеют статус народных художественных промыслов края. Как удешевить свою продукцию, «прикладники» знают – закупить оборудование, поставить дело на поток. Но тогда уйдёт его художественная ценность, теплота, а Hand work во всём мире в особом почёте. К тому же средства на оборудование есть далеко не у всех, расходы на творческое производство высоки – ручная работа оплачивается дороже, львиная же доля уходит на оплату электроэнергии. Краевые власти обещают поддержку мастерам региона, есть надежда, что ситуация будет меняться. Экспозиции умельцев – обязательная составляющая презентационных акций Ставрополья, но художники рассчитывают и на действенные экономические рычаги помощи. Ведь развитие ДПИ – это открытие малых бизнес-предприятий, создание новых рабочих мест.

Воспитание вкуса

ДПИ – мощный пласт культурной жизни Северного Кавказа. На Международном фестивале дизайна и декоративно-прикладного искусства в Железноводске четверть представленных работ было в номинации ДПИ – 120 из 496.

Сергей Михайлов. Фото: Елена Евдокимова

– Это особенность развития региона, – констатирует доктор искусствоведения Сергей Михайлов, вице-президент Союза дизайнеров России, член Национальной ассоциации дизайнеров. – Не промышленный дизайн, не ландшафтный, а именно декоративно-прикладное искусство – специфика курортной территории, потому и «Феродиз», родившийся 15 лет назад как фестиваль дизайна, учёл это, включив в название ДПИ. Мы не можем отсекать стольких художников, видя такое мастерство в стольких направлениях.

Неудивительно, что на «Феродизе-2013» , бОльшую часть наград переадресовали в эту номинацию – 2 золотых медали Леонардо и 10 дипломов Международной ассоциации дизайнеров.

   
   

Керамика, фарфор, горячая эмаль, ковка, изделия из дерева, кости, кожи, войлока – традиционные кавказские промыслы и популярные во всём мире техники – пэчворк, батик, гобелен –то, что сделано талантливо, останавливает взгляд. И указывает вектор развития – речь об искусстве, а не об эрзаце. Увы, на прилавках сувенирных лавок безвкусица нередко в изобилии. Потому «Феродиз» призван стать ориентиром для мастеров и для зрителей. Искусствоведы отмечают: принимающая сторона давно признанный «законодатель мод» в нескольких направлениях: здесь сложилась своя школа гобелена. А имя основоположника школы горячей эмали Николая Вдовкина известно всему миру.

Смотрите также: