«В развитие культуры Северного Кавказа сегодня нужно вкладывать как никогда».

   
   

 В этом году Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева  включил только два концерта в СКФО. Для меломанов округа - безусловно мало. Потребность приобщиться к классическому искусству в нашем регионе есть, подтверждение тому - зрительское признание. И тот факт, что фестиваль, начиная с 6-го по счету, приезжает на Северный Кавказ, где его ждут и любят. В прошлом году это были грандиозные концерты оркестра Мариинского театра под управлением самого Маэстро  Гергиева. Юбилейный, 10-й, впервые вышел за пределы России, не забыв и о прежних своих площадках, столичных и региональных. Фестивальная программа традиционно широка и разнообразна - от грандиозных симфонических концертов до тонких камерных,  как всемирно известных маститых музыкантов, так и молодых, но уже заявивших о себе исполнителей. В их числе — воспитанники Академии певцов Мариинского театра, "школы певческого мастерства" Ларисы Гергиевой. В СКФО Лариса Абисаловна ( а она, к слову, в свое время и "присоединила" к Пасхальному фестивалю  Северный Кавказ, дав в его рамках первые концерты в 2007-м) вновь привезла на радость публике солистов Академии. Как ее художественный руководитель, Гергиева  более 10 лет пестует таланты со всей страны, пестует жестко, требовательно, но и гордится ими от души. Этого нельзя не заметить - бурные овации, коими отзывался зритель на сочные пробирающие голоса "великолепной четверки", вызывали и ее улыбку.  Ольга Пудова, Виктор Коротич, Анна Кикнадзе, Андрей Серов сорвали не только аплодисменты  - искренний восторг зала. Ольгу Пудову здесь запомнили еще по тому, первому концерту в рамках VI Пасхального фестиваля. Русские романсы, арии из опер - программа нашла верный ход к сердцу  зрителя. "Я очень хочу, чтобы на Северном Кавказе могли познакомиться с лучшими образцами классического искусства, - призналась "АиФ-СК" Лариса Абисаловна, - планов и проектов множество, от оперных до балетных".  А сегодня, 12 мая, во Владикавказе открывается еще один, тоже ставший традиционным для округа фестиваль «В гостях у Ларисы Гергиевой». О новых его ступенях, внутренней стороне конкурсов  и о том, что стоит сделать для развития культуры на Северном Кавказе, народная артистка России Лариса Абисаловна рассказала в эксклюзивном интервью «АиФ-СК».

Иной «Чайковский»

 -  В своем первом интервью "АиФ-СК"несколько лет назад Вы говорили о требованиях к молодым оперным исполнителям. Что меняется сегодня, в том числе, и в вашей школе?

- Требования только усложняются, конкуренция усиливается,  желающих петь на большой оперной сцене много.  И для того, чтобы на нее выйти, особенно на такую, как  в Мариинским театре, нужно обладать целым рядом качеств. В первую очередь, безусловно, талант. Голос и техника, вокальное мастерство, музыкальность, обаяние, харизма. И самое-самое главное - персональность. Те, кто серьезно занимается оперным пением и вообще вокалом, все это прекрасно стали понимать. На многочисленных конкурсах все эти требования крайне актуальны, подготовка должна быть исключительная. Я имею в виду конкурсы серьезные, а не те, что проводятся ради самого конкурса, И таких сегодня немало. А чтобы выиграть настоящий, нужно серьезно этому учиться, быть фанатом своего дела и посвятить ему жизнь. Что изменилось в моей школе? Наверное,  жизнь для меня стала проходить в еще более скоростном темпе. Я уже 6 лет художественный  руководитель Оперного театра в Осетии и все мое время делится между Мариинским театром и Владикавказским, плюс многочисленные гастроли, работа в жюри многих конкурсов. В прошлом году в нашей стране появился новый конкурс молодых исполнителей по четырем специальностям – Первый Всероссийский. Я возглавила жюри по вокалу. Такого конкурса еще не было, он совершенно новый. Все финалы после отборочных туров в регионах проходили в Москве. Исполнителей отсматривала специальная комиссия, в жюри – весьма значимые в искусстве личности. Солистка Большого, народная артистка СССР Маквала Касрашвили, к примеру. Как показал этот конкурс, в регионах по-прежнему много ярких голосов, но весьма страдает подготовка. Проблема еще и в педагогах. Большинство из них – преклонного возраста. Это настоящая советская крепкая школа, очень хорошая. Увы, мастера уходят. Молодые не так преданы своему делу, не такие умелые. Надо думать о том, кто будет через 3-5 лет учить молодых исполнителей здесь, на Кавказе. Как удержать педагога, создать ему условия, насыщенную культурную жизнь. Иметь сегодня только голос – мало. Надо работать, надо шлифовать его. И понимать стиль – это по-прежнему актуально. Совсем скоро, в июне, состоится конкурс Чайковского. Как президент его впервые возглавил Валерий Гергиев и он практически полностью все изменил. Это будет иной конкурс, я бы так сказала. Изменилась система голосования, система, по которой приглашаются люди в жюри. Часть конкурса впервые пройдет в Санкт-Петербурге. И  порочная практика, когда педагог сидит в жюри, а воспитанник его получает премию, работать уже не будет. Сам отбор был суровым. Очень много молодых певцов, вполне приличных и сильных, его не прошли. Высокая планка. 

Молодым не хватает фанатизма

 - А много ли молодых исполнителей из нашего округа стремятся преодолеть эту планку, взять большую оперную сцену? В интервью «АиФ-СК» 4 года назад вы говорили, что ждете таланты с Северного Кавказа. Едут?

- Да, стали больше приезжать, намного. Но мало кто выдерживает конкуренцию с певцами из Питера и Москвы. Не только из-за подготовки. При первых же трудностях складывают ручки. Фанатизма не хватает - ребята не всегда  готовы к такой отдаче. Но голоса прекрасные, есть темперамент, внешность. Но есть и такие, что занимаются в Академии Мариинского театра очень серьезно. Их человек 5-6 с Северного Кавказа – из КБР, Ингушетии, Дагестана, Осетии. 

  Признаюсь, очень хотелось бы поставить оперу «Демон» к  юбилею Лермонтова в 2014 году. С нашими, северокавказскими солистами.  Ведь действие разворачивается в наших местах, в Дарьяльском ущелье. Представляете, сделать такую оперную постановку в  живых, «родных» декорациях! И есть желающие это снять. Творческая часть – она наполнена. Но нужны средства и еще раз средства. А ведь такой спектакль может путешествовать по городам Северного Кавказа, да и далеко за пределами страны –  визитная карточка региона в классическом формате! Есть задумка провести «парад дирижеров», но все упирается в финансирование. Нельзя рассчитывать только на государство, учреждений культуры множество, проектов немало, помочь всем из бюджета – нереально. 

   
   

- Что же нужно сделать, чтобы финансы повернулись к культуре лицом?

- Новый закон о меценатстве, в первую очередь. Это самое главное. Не понимаю тех людей, которые препятствуют изменению законодательства в этом вопросе. Повторюсь,  удовлетворить все пожелания невозможно. А  спрос есть. И большой. На фестивальных концертах во Владикавказе залы переполнены, что отрадно - много молодых лиц. А ведь было время лет 10 назад, когда такого не наблюдалось. Потерянное практически поколение. Закон просто необходим, он даст возможность тем, кто готов поддерживать театры, оркестры, фестивали, отдельные коллективы рублем делать это гораздо шире. Во-вторых,  мне кажется, нужно  более разумно распределять те средства, что сегодня выделяются на проекты в сфере культуры. Много мелких и не особо значимых. Профинансировали, а люди не идут. Сейчас много говорят о переходе учреждений культуры на новые рельсы - на самоокупаемость. Вопрос сложный. Что-то в этом есть правильное. Настало время, когда по-старому существовать невозможно. В общем-то беда в чем – есть возможность  устраивать крупные фестивали, праздники, интересные мероприятия с приглашением именитых исполнителей. Мало у кого есть варианты выехать из региона и послушать Дмитрия Хворостовского. А привезти его сюда – нужно найти средства. На такие моменты тоже стоит обратить внимание.

Не наступи на  «Малушаг»! 

- Полпред Александр Хлопонин не раз говорил о том, что без развития культуры невозможно развитие Северного Кавказа, вот только как это сделать? Культура у нас, как говорится, финансируется по остаточному принципу…

- Он абсолютно верно отмечает, что нужно разрешать не только экономические вопросы, вопросы безработицы. Мне бы очень хотелось поговорить  с Александром  Геннадиевичем,  он человек креативный, я это вижу.  И проблемы культуры ему небезразличны, он болеет и переживает неподдельно за все, что происходит на Севернолм Кавказе. Я с именем Хлопонина связываю очень большие надежды, проектов действительно много, масштабных, интересных, и мы очень надеемся на его поддержку, помощь очень нужна. Духовное приобщение людей к культуре, привлечение как можно большего количества людей в концертные залы, в театры, на выставки – это не просто необходимость, это крайне важный фактор. Никогда высококультурный человек, любящий классическое искусство, поэзию, музыку, живопись не пойдет ничего взрывать, заниматься такого рода страшными вещами. И мы стараемся выполнять такую задачу – даем людям возможность соприкоснуться с искусством. Как никогда нам  нужно обратить очень серьезное внимание на  детей, подростков, молодых людей. Я выиграла один из 100 грантов президента и открыла во Владикавказе детскую театральную студию «Золотой ключик». Планировали две группы набрать по 15 человек, а получилось в итоге – 186, от 5 до 12 лет. И все – бесплатно. Дети занимаются хореографией, изобразительным искусством, актерским мастерством, сценическим движением, художественно-эстетическим воспитанием. Вы бы видели, как они реагируют интересно! Помогает нам мэр  Владикавказа. На гранты, к слову, я подаю самые разные проекты, но это не  решает проблемы в целом.

- Знаю, в проведении фестиваля «В гостях у Ларисы Гергиевой» помогает  Минкультуры.

- Поддерживают всем, чем могут, Министерства культуры России и республики, и не только в реализации этого проекта, помогают нам всеми силами. Есть и люди, которые нам помогают. Ежегодный фестиваль пройдет с 12 мая по 25 июня, впервые он такой продолжительный, масштабный по видам и жанрам искусства и впервые в его рамках пройдет детский конкурс «Малушаг» (подснежник). Он пробивается сквозь снег первым из весенних цветов, ему непросто. Главное - не примять его, не подмять, не наступить. Мы решили собрать одаренных детей со всего Северного Кавказа, заявки поступили практически из всех крупных городов округа, заявила о своем участии и Южная Осетия. Опять же, достать средства на этот конкурс было непросто. Главное, он заявлен и надеемся, станет традиционным. Мы предоставили каждому региону СКФО возможность определить степень одаренности своих детей, своих участников и выставить представителей. 30  и 31 мая пройдут конкурсы в номинациях вокал, фортепиано, скрипка, виолончель и народные инструменты, а 1 июня состоится гала-концерт на сцене Оперного театра Владикавказа. В следующем году к конкурсантам прибавятся художники и юные исполнители на духовых инструментах. Я убеждена, что  такие конкурсы для детей одаренных очень важны для Северного Кавказа. Не конкурс чьего-то имени, каких много, а именно под знаменем одаренности. Что важно, мы намерены и дальше наблюдать за этими ребятами, за их творческим ростом. Не так давно открыли  профессиональную балетную студию, это 21 ребенок со всей республики. Не исключено, что  позже будем направлять их  в академию Ваганова. Балет нужен, он в регионе фактически не представлен. А во Владикавказе, уверенно претендующем на статус культурной столицы округа, несколько постановок уже состоялось. Огромный успех у балета «Пиноккио», выдержавшего более 20 спектаклей за какие-то 3-4 месяца – так победоносно он идет по республике. Балетмейстер - Даниил Салимбаев, известный постановщик в Санкт-Петербурге. А в рамках проходящего фестиваля состоится премьера балета «Любовь и смерть» на музыку Бизе и Чайковского, тоже в постановке Салимбаева.

  «Сказки Гофмана» по-кавказски

 - В своих проектах вы стараетесь объединять талантливейших людей, так или иначе связанных с Северным Кавказом…

- Мне кажется, это правильно и как иначе – должно быть как можно больше совместных проектов, постановок театральных, каких-то учебных мероприятий. И все это должно крутиться по Кавказу – спектакли в Нальчике и Пятигорске, Владикавказе и Кисловодске. Ярких и крупных проектов много, какую-то часть для их реализации нахожу сама, есть люди, готовые помочь. Я очень хочу пригласить Михаила Шемякина, чтобы сделать  в Осетии  оперу  Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Его эта тема давно привлекает – он и оформит, и поставит.  И чтобы партии  исполнили наши кавказские ребята, которые учатся в Москве и Санкт-Петербурге. Но сами понимаете, что это за величина - Шемякин. И все, что он задумает, будет стоит недешево. А очень хочется воплотить такой уникальный проект.

    У нас в Оперном театре  Владикавказа интересный дирижер - Сабрие Бекирова, она из последних воспитанниц Ильи Александровича Мусина, у которого учились Темирканов и Гергиев.   Она действительно значительно подняла уровень оркестра. Приехала  на Кавказ и очень много работает. Я ей помогаю, очень дорожу тем, что она у нас есть. Понимаю,  ей было бы интереснее в Санкт-Петербурге, к примеру. Мы стараемся делать и совместные постановки с солистами Мариинского театра, это такой стимул для наших владикавказских артистов! В этом году состоится фестиваль «Арт-соло», где будут представлены моно-спектакли как драматические, так и оперные. Заявки идут со всей страны, есть даже из-за рубежа. Приглашаем драмтеатры из столиц, в ноябре провели фестиваль драматического искусства, посвященный 100-летию нашего великого актера Валерия Тхапсаева. Были Людмила Максакова, Василий Лановой, Людмила Чурсина, Ирина Алферова, Аристарх Ливанов, Наталья Егорова, Евгений Киндинов. Что творилось! Люди со слезами их встречали. На фестиваль «В гостях у Ларисы Гергиевой» приезжают из Дагестана, Кабардино-Балкарии, Южной Осетии. Мне бы очень хотелось, чтобы такое оживление, этот реальный интерес к искусству мы сейчас не пропустили…

 

 

Смотрите также: