В шаге от сенсации. Подлинность найденных в Осетии картин еще не установили

Портрет С. Орджоникидзе - одна из находок © / Из личного архива

   
   

Два портрета – Серго Орджоникидзе и Сергея Кирова обнаружили в одном из старых помещений Горского аграрного университета во Владикавказе. Сотрудники вуза немедленно заявили о сенсации – это работы Исаака Бродского, классика советской эпохи! Они датированы 1938 годом, то есть выполнены за год до смерти художника.

Есть с чем сравнить

Справка
Исаак Бродский – автор пейзажей и портретов современников. После 1917 года создал несколько портретов Ленина. Его кисти принадлежат работы «Ленин в Смольном» и «Расстрел 26 бакинских комиссаров». Он писал Ворошилова, Молотова, Фрунзе, Куйбышева, Жданова, Сталина, Кирова, Орджоникидзе и многих других. В 1934­ году возглавил Всероссийскую Академию художеств в Ленинграде.
В СМИ утверждают: подлинность портретов очевидна, на одном из них – портрете Серго - автограф культового в СССР художника. Почему именно Орджоникидзе и Киров – вполне объяснимо – город долгие годы носил имя революционера, а Киров жил во Владикавказе до революции. Но это не значит, что именно  Бродский запечатлел пламенных революционеров.

«В нашем музее хранятся две работы кисти Исаака Бродского – это женский портрет и пейзаж «Пятигорск ночью», - говорит директор Художественного музея Владикавказа Алла Джанаева, - о находке в вузе я слышала, но самих портретов не видела, и никто не обращался в наш музей».

Автографа не достаточно

В таких случаях экспертиза обязательна и необходима. Наличие подписи – ещё не подтверждение подлинности, Бродскому ли принадлежит автограф? Исследования, в том числе определяющие возраст полотна, проводят  специалисты при помощи современной аппаратуры и позволяют дать исчерпывающее заключение. Экспертизы найденных портретов пока не было.

«Потому подтвердить или опровергнуть принадлежность находки кисти Бродского не представляется возможным, - подчёркивает Джанаева.  – Мы намерены сами обратиться в вуз, чтобы провести хотя бы предварительное сравнение имеющихся у нас работ с найденными полотнами».

Есть и другие вопросы: если это картины классика, то как они попали в помещение заброшенной научно-практической фермы? Возможно, в своё время их подарили вузу? Тогда должны сохраниться соответствующие бумаги, описи, архивные документы. Или это талантливый местный автор копировал лица вождей? Если же это работы мэтра «советского реализма», то это, безусловно, сенсация – масштабное событие в российской культуре, и картины должны находиться на особом хранении.

   
   

Комментарий
Ирина Тихонова, научный сотрудник музея-­квартиры Исаака Бродского в Санкт-Петербурге: «В наш музей обращались с просьбой дать ответ – принадлежат ли найденные портреты кисти художника, на что был дан исчерпывающий комментарий: для определения подлинности необходимо предоставить оригиналы и провести соответствующие экспертизы. Работа эта кропотливая, визуально, глядя на полотно, нельзя сразу определить, подлинная работа или нет. На расстоянии можно высказать только осторожные предположения, не являющиеся официальным заключением».

Смотрите также: