Завлекают и обирают. Как автодилеры обманывают покупателей, накручивая цены

Машины кажутся доступнее, чем на самом деле. © / Максим Кимерлинг / АиФ

Предложения ставропольских автодилеров на официальных сайтах выглядят очень заманчиво. Но, когда покупатель приходит в салон, выясняется, что машины стоят намного дороже. Почему продавцы вводят потребителя в заблуждение и законно ли это, выяснял «АиФ-СК». 

   
   

Не верь глазам своим

На сайтах ставропольских автосалонов новую «Ладу Весту» предлагают купить за 509,9 тыс. руб., а Renault Sandero - за 479 тыс. руб. На фоне общей инфляции и с учётом госпрограммы «Семейный автомобиль» со скидкой в 10% при покупке в кредит легковушки выглядят вполне доступными.

Однако по телефону размечтавшемуся покупателю сообщают, что в указанной на сайте комплектации машин нет, а с допоборудованием они стоят на 100-200 тысяч дороже.

Если потенциальный автовладелец смирился с мыслью о «Весте» за 700 тыс. руб. и отправился в салон, чтобы на неё посмотреть, его ждёт новое разочарование: автомобиля в наличии нет, а привезут его уже по цене около миллиона рублей. Более того, банки-партнёры этого дилера по госпрограмме не работают.

Можно поехать в другой салон. Но и там цены не совпадают с указанными на сайте. Продавцы объясняют, что в Сети речь об автомобилях 2020 года, с учётом покупки в кредит и обмена на старую машину по программе трейд-ин, или утилизации. Но опять же минимальной комплектации нет, и покупка Renault Sandero грозит вылиться уже не в 479, а в 730 тыс. руб. Сверх этого при покупке в кредит нужно будет оформить страхование жизни и КАСКО по 54 тысячи в год на весь срок кредитования, то есть нужно ещё около 300 тысяч рублей.

«Скажу честно, такой низкой цены, как на сайте, не будет. Но банк сам расширит кредит с учётом стоимости страхования, - успокаивает менеджер салона. - В 70% случаев КАСКО оформляется сразу на пять лет. Сейчас машины в дефиците, поэтому они дорогие. И бюджетных вариантов в салоне уже нет. Автомобиль будет ехать из Казани».

Документы на кредит подписываются ещё до того, как автомобиль приехал, но проценты начинают «капать», как заверяет продавец, только после подписания акта осмотра автомобиля покупателем.

   
   

Впрочем, менеджер идёт навстречу и предлагает более доступный вариант - иномарку за 700 тыс. руб., которая стоит на складе в другом конце города. Она прошлого года выпуска, и для её покупки в кредит якобы вообще не нужно КАСКО. Её оформят в тот же день, если банк одобрит.

Третья попытка. Звонок в салон, на сайте которого «Ладу Гранту» предлагают за 550 тыс. руб. Можно ли её по этой цене купить?

«Нет, - в трубке раздаётся смех. - Сейчас таких машин в принципе нет. Это ценник за саму базовую комплектацию - машину белого цвета без усилителя, кондиционера, стеклоподъёмников, подогрева сидений и другого допоборудования. В общем, просто педали и руль. Сейчас в наличии самая дешёвая «Гранта» - 743 тыс. руб. в кредит».

При наличном расчёте та же машина стоит 943 тыс. руб. Как объясняет менеджер, автосалон с продаж в кредит получает от банков-партнёров комиссионное вознаграждение, поэтому делает скидки покупателям.

«Покупать в кредит выгоднее. У вас страховок будет на 140 тыс. руб., а скидка - 200 тыс. руб. И вам приятно - скидка перекрывает страховку. И салон с этого зарабатывает, - говорит человек на том конце провода. - По факту вы заплатите 883 тыс. руб., и это будет дешевле наличного расчёта на 60 тыс. руб.».

Без допоборудования, по его словам, машины заказывают редко, поэтому такие привозят «одну-две в месяц». Также дилеры могут предложить прямо в салоне сделать антикоррозийное покрытие, установить сигнализацию. Это будет дороже, чем на СТО, но, как объясняет менеджер, «с гарантией и более высокого качества».

«Недобросовестные практики»

Ловкость, с которой менеджеры жонглируют цифрами, и навязывание кредитов пугает покупателей. В Интернете полно негативных отзывов о работе ставропольских автосалонов.

«Жулики. В рекламе сладкий мёд, а на деле развод на кредит, - пишет один из покупателей. - Приехал после недели звонков с уверениями, что для меня есть Kia именно в той комплектации, как я заказал. И цена как в рекламе. Когда сказал, что приехал с деньгами, все сразу утратили ко мне интерес. Сразу оказалось, что машину ждать надо долго. Им нужно только в кредит, чтобы навар был, и тогда КАСКО, страховки и т.д., либо поставить допоборудования тысяч на 200-300. И так во всех салонах».

Ещё один покупатель пожаловался, что в разговоре с менеджером речь шла о покупке автомобиля за 400 тысяч рублей, а оказалось, что кредит выдан на 800 тыс. руб.

По данным Ставропольского управления Роспотребнадзора, жалоб на обман со стороны автосалонов в этом году стало значительно больше. И все они связаны с покупкой в кредит, при которой страховки и доукомплектация зачастую превышают стоимость автомобиля.

Продавцы, по мнению ведомства, применяют «недобросовестные практики».

«В рекламе и по телефону указывают недостоверную (заниженную) стоимость автомобиля для привлечения клиентов в автосалон, - перечисляют нарушения контролёры. - Настаивают на подписании предварительного договора до показа автомобиля, удерживают сумму, которая должна была быть первоначальным взносом. Сообщают заниженную процентную ставку автокредита. Навязывают товары, работы, услуги, в том числе такие, которые потом невозможно отменить».

Специалисты Роспотребнадзора советуют внимательно изучать договор, особенно в той части, которая касается сроков поставки авто, размера аванса и порядка его возврата, модификации модели.

«Подписывайте тот договор, который только что прочли, если менеджер унёс документ, а затем вернул, придётся снова перечитать бумаги, предложенные вам, чтобы уберечь себя от подмены, - советуют в ведомстве. - Перед тем как забрать машину, нужно её осмотреть на наличие дефектов».

Навязывание дополнительных услуг нарушает 16 статью Закона «О защите прав потребителей», и за это автосалон может понести административное наказание. О мошенничестве нужно сообщать в полицию, а потом взыскивать ущерб через суд.


Прямая речь

Заместитель руководителя УФАС по Ставропольскому краю Дмитрий Сапунов:

«Жалоб на заниженные цены на сайтах автосалонов в управление не поступало, да и вряд ли они будут в нашей компетенции, так как это сфера защиты прав потребителей.

За демпинг мы наказываем только компании, занимающие доминирующее положение на рынке. Если же считать, что это недобросовестная конкуренция, то должны быть обращения от конкурентов, что какая-то компания заниженной ценой меняет поведение клиентуры на рынке, переманивает покупателей. Однако таких заявлений тоже не было».

 


Комментарий

Руководитель Ставропольской краевой общественной организации защиты прав потребителей Лейла Сароян:

«Автосалоны начали безобразничать с полгода назад. Идёт рост жалоб на них. Люди приходят к нам в слезах: рассчитывали на одну сумму кредита, а платят совсем другие деньги.

При оплате наличными салоны тоже могут искусственно раздувать цену за счёт продажи ковриков, запасного колеса - того, что на самом деле входит в заводскую комплектацию. Но большая часть ставропольцев покупает машины в кредит, и чаще всего жалобы поступают от покупателей на навязывание банками дополнительных услуг. Бороться с ними помогут новые поправки в Закон «О потребительском кредите».

Транспортное средство за счёт допуслуг дорожает на 40%. Например, услуга «Эвакуатор круглосуточно» на год обходится в 100 - 200 тысяч рублей. Услуга «Телемедицина» стоит от 100 тысяч и выше.

На днях суд в Ставрополе удовлетворил требование покупателя автомобиля о расторжении такой услуги. Компания, предоставляющая консультации медиков, игнорировала процесс. Но новый закон позволяет требовать возврата денег при отказе от навязанной услуги через банк, если исполнитель услуги не выполняет требование в течение семи дней. Если и банк в семидневный срок не вернёт деньги, спором занимается финансовый уполномоченный. Если его решение не устраивает гражданина, можно подавать в суд.

С банка взыскать деньги проще, ведь исполнители услуг зачастую оказываются фирмами-однодневками, которые быстро закрываются и возобновляют работу под новой вывеской. Банк будет требовать средства с них в порядке регресса. Эта норма закона защищает потребителей от закулисных игр и сговоров банкиров с аффилированными организациями, услуги которых помогают банкам увеличивать сумму кредита. Если машина стоит миллион, телемедицина - 200 тыс. руб., услуги эвакуатора - 150 тыс. руб., то в итоге покупатель берёт кредит и платит проценты с 1,35 млн рублей.

КАСКО не относится к навязанным услугам, так как это одно из обязательных условий автокредитования, но оформлять его должны не на пять лет, а на один год».


Мнение эксперта

Специалист по автопрому Тимур Хубаев:

«Нет закона, который обязывал бы автодилеров обновлять сайты с определённой периодичностью. Заниженными ценами они просто заманивают клиентов. В салоне же вам объяснят, что на сайте маленькими буквами внизу указано «автомобиль 2019 года». Что по такой цене машину только что купили, а новая машина стоит дороже.

Однако любой покупатель может позвонить на автомобильный завод, а в России сейчас собирают и многие иномарки, запросить там актуальную цену, пожаловаться на недобросовестного дилера, и производитель может лишить его статуса и скидок.

Вообще же на авторынке сейчас дефицит. Все предприятия сократили объёмы производства, так как во время пандемии упал спрос. Но при этом автомобили подорожали. В основном потому, что стоимость комплектующих выросла на треть - они завозятся из-за границы. Электроника, в основном, китайская. В ней используются редкоземельные металлы, а их на мировом рынке не хватает в связи с резким ростом сектора IT в период пандемии.

Кроме того, себестоимость выросла из-за сокращения объёмов производства, притом что затраты на отопление, освещение заводов остались на прежнем уровне.

Но всё же, на мой взгляд, динамика роста цен на автомобили не соответствует объективной.

Вообще, автомобилестроители гонкой за качеством загнали себя в тупик. Автомобили исправно служат по 15 лет, уже существуют машины, которые могут проехать и миллион километров.

Предполагаю, что в ближайшее время мы увидим две тенденции. Будет ухудшаться качество автомобилей, чтобы поддерживать объёмы производства и из-за снижения покупательной способности населения. И будет тотальный отказ от двигателей на традиционных видах топлива в пользу электромобилей».