Ловушка для водителей. Машины с армянскими номерами оказались вне закона

Владельцы машин с армянскими номерами пытаются найти выход из сложного положения, в котором оказались © / Виктория Ветер / АиФ

Около 3000 ставропольцев боятся ездить на личных автомобилях, потому что в соседних регионах ГИБДД штрафует за армянские номера и увозит машины на штрафстоянку. Как они разом оказались вне закона и как решить эту проблему, выяснял «АиФ-СК».

   
   

Воспользовались возможностью

В 2014 году Республика Армения вступила в Евразийский экономический союз, а в 2017-м
страны-участницы подписали договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, по которому внутри союза не требовалось декларировать на таможне некоторые товары, купленные для личного пользования, в том числе автомобили. В это же время в Армении были установлены льготные таможенные пошлины. Предприимчивые жители республики наладили импорт подержанных иномарок, которые оказались востребованы не только в Армении, но и в других странах экономического союза. По примерным оценкам, за 2018-2019 годы в Россию ввезли около 300 тысяч таких автомобилей, около 3000 из них - на Ставрополье.

«Приличную «легковушку» можно было купить за 250-350 тыс. руб., минивэны - за 500-600 тыс. руб., ещё около 20-30 тысяч рублей уходило на поездку в Армению, проживание и оформление документов. Я сам так купил Opel 2003 года выпуска в хорошем состоянии, но сейчас пришлось поставить его в гараж», - рассказал Евгений Красин из Ставрополя.

По словам автовладельцев, до лета 2020 года к ним не было претензий ни у таможенников, ни у сотрудников ГИБДД. На Ставрополье и сейчас относительно спокойно, но в соседних регионах на машины с армянскими номерами начали охоту.

«За последние полтора года я несколько раз пересекал границу на своей машине: ездил и в Армению, и в Грузию, и ни разу меня не просили декларировать её, а когда спрашивал, прямо отвечали, что это не нужно, - рассказал Алексей Хуболов из Северной Осетии. - Но совсем недавно во Владикавказе, когда я возвращался с работы домой, меня остановили патрульные. Проверили документы, спросили, не являюсь ли я гражданином Армении. Я рассказал им, что у меня там много родственников и я часто навещаю их. Потом мне дали протокол на подпись. Оказалось, что мне вменяют ст. 12.1 КоАП РФ - управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Но если моя машина была зарегистрирована неправильно, меня не выпустили бы на ней из Армении! Юристы помогли написать жалобу на сотрудников ГИБДД, и в конце сентября мне ответили, что её рассмотрит суд».

Готовы платить штрафы

У некоторых водителей и вовсе забрали машину на штрафстоянку по статье 12.3 - управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД. Житель Краснодара рассказал, что уже несколько месяцев его машина находится на штрафстоянке. Полицейские требуют уплатить таможенную пошлину, сумма которой вдвое превышает стоимость машины.

«При составлении протоколов полицейские ссылаются на договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу 2014 года, по которому на армянской машине может ездить по России только гражданин Армении, а на автомобиль нужно оформить временный ввоз. Все остальные, согласно этому документу, должны задекларировать автомобиль и заплатить пошлину, - рассказал юрист Давид Паразян. - Но в принятом позже Таможенном кодексе ЕАЭС от 2017 года оговорено, что купленный для личного пользования автомобиль в стране-участнице союза декларировать не нужно. При этом в части 4 статьи 1 ТК ЕАЭС сказано, что если кодекс вступает в противоречие с другими международными договорами, должны применяться положения кодекса. Поэтому автовладельцы имеют полное право оспорить возбуждённые административные дела в суде, а некоторым это уже удалось».

   
   

До весны 2020 года камеры фиксации нарушений ПДД не распознавали армянские номера. Сейчас они считываются, но «письма счастья» не рассылаются, потому что в системе нет данных об автовладельцах. Эта проблема решаема: автоинспекторы вручную вносят в базу данных госномер, ПТС и паспортные данные владельца, и после этого штрафы приходят по почте и отображаются в личном кабинете на госуслугах. Некоторые ставропольцы уже прошли эту процедуру, когда их останавливали патрульные, а в Чеченской Республике её провели централизованно.

«Мы готовы платить штрафы и налоги, согласны приехать в ГИБДД и передать необходимые данные. Но мы не согласны растаможивать автомобиль по тарифам, которые вдвое, а то и втрое превышают стоимость машины», - рассказал Евгений Красин.

Ставропольские автовладельцы обратились за помощью к депутатам краевой думы Олегу Новопашину и Александру Кузьмину. Оба пообещали, что на ближайшей планёрке предложат рассмотреть законопроект, который позволит легализовать армянские автомобили без серьёзных затрат для автовладельцев или хотя бы ввести мораторий на действия сотрудников ГИБДД, пока не будет принят соответствующий федеральный закон.

В пресс-службе МВД по Северной Осетии на запрос редакции ответили, что не ведут учёта автомобилей с армянскими номерами и не знают их точного количества. Граждан России за рулём таких автомобилей привлекают к административной ответственности по ст. 12.1 и 12.3 КоАП РФ, поскольку такие разъяснения поступили из ГУОБДД МВД России и Генпрокуратуры РФ. Чтобы легализовать «армянскую» машину, нужно получить ПТС в таможенных органах и поставить её на учёт в ГИБДД в течение 10 дней со дня покупки.