Совсем недавно вышел в прокат, а вскоре был показан и по телеканалу "Россия" первый осетинский художественный фильм, самый титулованный фильм 2007 года "Одиннадцать писем к Богу", снятый режиссёром-постановщиком Акимом Салбиевым. Фильм получил главные призы и многочисленное количество престижных наград на российских и международных кинофестивалях во Франции, Германии, Израиле, Чехии, Польше, Болгарии.
Корреспондент "АиФ"-СК" беседует с талантливым режиссером.
О гордости, истории и детях
- Аким, почему именно эта тема заинтересовала вас?
- Моя родина - не поле боя и войн. Это земля, сохранившая традиции и культуру, свой этнос, свою самобытность. Здесь человеческие ценности едины для всех. Об этом и повествует фильм "Одиннадцать писем к Богу". Надеюсь, фильм внушит зрителю осторожный оптимизм, доказывая, что в этом мире возможно личное спасение и счастье.
- Где и как проходили съёмки?
- Фильм снимался в Осетии, в красивейших местах моего детства и моих воспоминаний. Кавказ - это не только красота, гордость и явь, это история, где нашими предками были скифы, сарматы, аланы. Чего стоит один Даргавс, памятник культуры и истории начала XVI века. А в Унал мне ещё раз хочется вернуться для съёмок продолжения фильма.
- Все дети без исключения сыграли очень искренне. Как проходил кастинг?
- Дети, как правило, талантливее взрослых актеров. Я искал их в театральной студии имени выдающегося актёра театра и кино Бибо Ватаева, а также в студии при Дворце творчества города Владикавказа. Мне было достаточно, чтобы они почитали стихи великого Коста Хетагурова и рассказали о себе, почему они занимаются творчеством. Я хотел, чтобы в моём фильме снимались вместе с детьми актёры нашего прославленного Осетинского академического театра имени Владимира Тхапсаева... Тем самым нарушил непонятную мне традицию приглашать для съемок в Осетии популярных актеров из столицы. Нужно гордиться теми талантливыми актерами, которые у нас есть. Мне это доставляет радость и восхищение.
О Ленноне, Христе и Будде
- Аким, вы режиссер, продюсер и сценарист фильма. Имеет ли фильм отношение к вашей биографии?
- Безусловно, каждый фильм - автобиографичен в той или иной степени. Фильм "Одиннадцать писем к Богу" - не исключение. Да, действительно, и я когда-то писал письма - Джону Леннону. И очень просил, чтобы Джон Леннон прислал моим братьям диск группы "Битлз", так как наш виниловый разбился. Мой сосед, учившийся в параллельном классе, увидел, как я бросал письма в почтовый ящик. Он стал их вскрывать и смеяться надо мной. Мои братья, узнав об этом, поколотили его. Поэтому сама интонация - письма к Богу - идет от моих детских ощущений, мировосприятия. Мальчик Вова - герой фильма - не знал, что есть Иисус Христос, Магомет, Будда. Он не знал их имен - только то, что есть Бог. И он един для всех, и слышит, видит каждого из нас. Поэтому он писал письма к Богу. Я считаю, что режиссер, снимая ту или иную работу, должен привнести в фильм что-то из своей биографии. Тогда все, что с тобой происходило, и будет интересно зрителю.
- Аким, как вы поступили во ВГИК? Ведь это было мечтой очень многих...
- Я учился на филологическом факультете в Северо-Осетинском госуниверситете, вёл программы на телевидении. Но в душе таил мечту. А мечты должны сбываться! Поступил во ВГИК с первой попытки. Это было очень непросто. Бешеный конкурс. Из нескольких тысяч поступило всего 25 человек - 15 актеров и 10 режиссеров. Но теперь я с гордостью называю себя выпускником последнего актерско-режиссерского курса Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
- Аким, откуда у вас такая творческая натура?
- Мой отец, Алимбек Салбиев, в молодости выступал в цирке наездником в составе знаменитой династии Али-Бека Кантемирова. А сам я мечтал быть дирижером, пианистом, фигуристом на льду, однако стал кинорежиссером, объединив все эти профессии воедино.
- Чем вам запомнились студенческие годы во ВГИКе?
- Это целый кинороман. И мне не хватит даже сотни часов, чтобы рассказать об этой кинематографической Мекке, когда ты каждый день мог видеть весь цвет и свет отечественного кино. В то время во ВГИКе вели курсы Сергей Бондарчук и Евгений Матвеев, Алексей Баталов и Армен Джигарханян, Анатолий Ромашин и Сергей Соловьёв, Юрий Озеров и Марлен Хуциев, Владимир Наумов и, конечно, мои величайшие Мастера - Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Это была сказка!
О заповедях и дерзких желаниях
- Что было после ВГИКа?
- Я работал в Москве, хотя хотел вернуться в Осетию. Не было мест, как мне тогда сказали. Мне - первому режиссёру, закончившему режиссуру художественного кино. На студии тогда работали выпускники Высших курсов, документалисты, операторы. Многие даже с незаконченным образованием... А я в Москве ставил спектакли в Театре киноактера. Прошёл стажировку на "Мосфильме" у Никиты Михалкова. Дальше - первый самостоятельный фильм - первая постановка - нашумевшая картина "Короткая игра в рэкет". И пошло - поехало! Фильмы, телепроекты, роли, концерты. В общем, всё то, о чём я мечтал...
- Слова вашего учителя, Сергея Аполлинариевича Герасимова о том, что вы когда-нибудь у себя на родине проведете кинофестиваль и снимите фильм - пророчество или заповедь?
- Это заповедь. Сергей Аполлинариевич Герасимов и Тамара Федоровна Макарова были в Осетии. В те годы Герасимов снимал у нас эпизоды к своему фильму "Лев Толстой" - уход Толстого из Ясной Поляны. Толстой вновь хотел вернуться на Кавказ! Герасимов называл эти места "осетинской Швейцарией" для проведения кинофестиваля. Я осуществил его мечту...
- И ваше дерзкое желание организовать на Кавказе кинофестиваль увенчалась успехом!..
- Да, мечта сбылась! Я основал ежегодный Открытый российский и международный кинофестиваль "Владикавказ" и стал его президентом. На кинофестиваль с удовольствием приезжали звёзды кино, театра, музыки: Георгий Жжёнов, Ирина Скобцева-Бондарчук, Георгий Данелия, Людмила Гурченко, Станислав Говорухин, Лидия Федосеева- Шукшина, Дмитрий Харатьян, Ирина Мирошниченко, Аристарх Ливанов, Борис Хмельницкий, Александр Панкратов-Черный, Зинаида Кириенко, Марк Рудинштейн, Олег Стриженов, Алексей Петренко, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Барбара Брыльска... А Кшиштоф Занусси даже прилетал на фестиваль со съемок из Австралии. Фестиваль во Владикавказе специализируется на фильмах об истории народов, о национальном эпосе и фольклоре, о культурных, этнических, этнографических и религиозных аспектах. Девиз фестиваля - "Мир. Духовность. Культура" позже чуть изменили: "Мир и надежда сквозь прошлое в настоящее и будущее". IV кинофестиваль прошёл в этом году в мае - июне. Владикавказ аплодировал Наталье Варлей, Татьяне Веденеевой, Ларисе Лужиной, Антону Макарскому, Вадиму Пожарскому, Аркадию Инину и Виктории Токаревой - бессменному председателю жюри.
- Вы давно хотите создать новую современную киностудию во Владикавказе. В ваших планах фильм о предках осетин - о скифах, сарматах, аланах...
- Море исчезающих времён - отменяется! Впереди большая работа. У меня есть мечта - создать настоящую киностудию, которая будет существовать вне телевидения, и назвать ее "Кавказ-фильм", чтобы мы снимали фильмы по удивительной прозе Арсена Коцоева, Сека Гадиева, Инала Канукова... Сейчас я работаю над всеми этими проблемами, идеями и проектами. Но в самых ближайших планах - экранизация моей книги "Небесные племена". Это горская история - о любви, грусти и всечеловеческой радости. О том, чего нам не хватает. Открою маленький секрет: некоторые герои "Одиннадцати писем к Богу" перейдут в "Небесные племена". Это будет дилогия, а может быть, и трилогия. Фильм я надеюсь отснять и смонтировать к V кинофестивалю "Владикавказ - 2009".
- Пять секретов успеха Акима Салбиева...
- Первое - никогда никому не завидовать! Второе - быть всегда позитивным - к жизни и к себе. Третье - надо знать, что ты умеешь делать хорошо, и делать, и никогда не заниматься тем, в чём ты профан. Четвёртое - не быть ущербным. И пятое - оно и главное - знать свою дорогу. Знать, куда она ведёт тебя. В любом случае, она должна вести к вершине духовных ценностей.
Смотрите также:
- Аким Салбиев: «Когда на душе неуютно, читаю Семенова» →
- Российское кино возвращается →
- Мольберт для сцены →