В минувшие выходные страна отмечала День Воздушного флота России. В воскресенье профессиональный праздник авиаторов прошел в Ставропольском аэроклубе и Ессентукском авиаспортклубе, где состоялись показательные выступления асов малой авиации и парашютного спорта, а днем раньше, в субботу, на пятигорском аэродроме "Южный" в честь Дня авиации состоялись первые полеты восстановленного после ремонта самолета АН-2. Его для пущей надежности освятил священник (первое в своей духовной практике воздушное судно), позже отправившийся на нем в полет. Правда, в качестве отважного пассажира.
Протоиерей Василий Бурлак из Покровской церкви Пятигорска "приобщился к небу" благодаря пилоту и конструктору Александру Бегаку. Надо сказать, что Саша священнослужителя удивил - оказался очень простым, без наносного лоска и всякой там "звездности". Хотя брал разные высоты и бывал в уникальных экспедициях.
Но главное, как считает священник, Бегак смог собрать вокруг себя десятки мальчишек, которые с увлечением вместе с ним строят самолеты, постигают летную науку, оторвавшись от уличных развлечений.
14-летний Николай Момоток и 16-летний Данил Козлов занимаются в международной авиационной лаборатории Бегака больше года. "Мы строим самолеты", - с гордостью говорят подростки. Дело это серьезное, но мальчишки уже понимают всю степень ответственности - проверяют каждый этап работы, не откликаясь на предложения праздношатающихся сверстников. Кто знает, может именно эти подростки самолет свой сконструируют и на нем поднимутся в небо , как Александр на своем беголете (летательный аппарат, прошедший десятки испытаний в разных широтах).
"Небо России" откроется в сентябре
Аминат Шурдумова и Алексей Максименко специально приехали из Черкесска на открытие авиасалона "Небо России". Как пояснил Александр Бегак, летный форум перенесен по ряду причин на сентябрь. Но обязательно состоится. И супруги Аминат и Алексей приедут в Пятигорск вместе с 5-летним сынишкой - для него рассказы отца о небе станут реальностью. Алексей много лет работал в Пятигорском аэропорту, где десятки бортов выполняли важные сельскохозяйственные задачи. Аэропорт давно прекратил свое существование, а те, кто летал и обслуживал самолеты, изредка встречаются. И профессиональный праздник встретить на летном поле - особенно приятно. Опытный техник Максименко о самолете, восстановленном в лаборатории Бегака, говорит, как о старом товарище, - надежный, проверенный, маневренный: и на высоте 5 метров может летать и до 2000 подняться. "АиФ"-СК" Алексей Максименко признался, что увидел такой борт впервые за последние несколько лет, в течение которых не забывал свое "летную" службу. Аминат мужа поддерживает - его тяга к небу передалась и ей. "Важно для мужа, важно и для меня", - говорит она.
Миссия выполнима
АН-2, по словам Александра Бегака, восстанавливали 2 месяца - с запчастями было туго. Изменена конструкционно-силовая схема - иллюминаторы и двери приведены в соответствие с санитарно-транспортным вариантом самолета. Теперь, по словам пилота-конструктора Бегака, старый добрый "Антонов-2" может выполнять задачи по перевозке пассажиров и гуманитарных грузов, десантированию. Не исключено, что в самое ближайшее время борт доставит в Северную Осетию спецгруз для беженцев из Цхинвала, собранный жителями региона, а на Кавминводы привезет детей из Южной Осетии.
Самолет - как новенький - отливает свежей краской и носит гордую эмблему миссии "Сердце мира" (о ней "АиФ"-СК" рассказывал в одном из прошлогодних номеров). Эту миссию он и будет выполнять - совсем скоро отправится в небольшое путешествие по России в качестве группы поддержки - в нем полетят специалисты-техники, журналисты. А "гвоздем программы" станут летательный аппарат Бегака "Эволюция-1" и новый самолет, презентовать который пилот-конструктор пообещал в сентябре в рамках авиасалона. Миссия стартует из Пятигорска и пройдет через Краснодарский край, Абхазию, Центральную часть России и вернется на Кавминводы.
- Северный Кавказ - это "сердце мира", когда здесь какие-то неурядицы, лихорадит весь мир. Наша задача - вновь призвать людей соблюдать законы добрососедства и взаимопонимания. - говорит Бегак.
В планах участников проекта - встречи с молодежью, демонстрация возможностей новых летательных аппаратов. Протяженность уникального маршрута - 5000 километров. За штурвалом обновленного АН-2 будет шеф-пилот международного авиационного центра Владимир Сааков.
С небом только на "ВЫ"
Этому правилу Владимир следует все 38 лет своей летной биографии. В активе - 17 000 часов безаварийного налета, опыт общения с 6 типами самолетов малой авиации. Как говорит Сааков, профессиональный праздник у авиаторов принято отмечать широко - к нему причастны не только летные экипажи, но и техники, конструкторы, разработавшие такие самолеты, что не знают аналогов в мире до сих пор. Тот же АН, рожденный в КБ Антонова 6 десятков лет назад, востребован по сей день.
Пилоты обязаны знать и соблюдать летные законы.
- Они написаны кровью и забывать их нельзя, - поясняет Владимир Сааков. - В первую очередь надо помнить, что любой полет начинается с земли: доскональная проверка, въедливый подход ко всему, что касается готовности самолета, его технического состояния. Соблюдение всех летных инструкций. В полете пилот должен думать с опережением, быть в небе осмотрительным. Я с воздухом всегда был и буду на "Вы".
С поля пятигорского аэродрома "Южный", самого молодого на Северном Кавказе (он открыт несколько месяцев назад) команда Бегака прилетела в воскресенье на своем АН-2 в гости к коллегам из Ессентукского авиаспортклуба. Его история насчитывает 75 лет. В честь юбилея и дня авиации сотрудники клуба Евгений Курдюков и Евгений Клепов были награждены медалью Покрышкина - за многолетнюю преданность летному делу.
В небе летали "тройкой" - три самолета слаженно выполняли задание, парашютисты демонстрировали свое мастерство, радиоуправляемые модели брали свои высоты. Ессентукские спортсмены-пилоты "выписывали" в небе невероятные фигуры. Мастер спорта СССР по высшему пилотажу Игорь Жариков признался АиФ-СК, что даже сбился со счета, сколько фигур высшего пилотажа он выполнил в праздничном небе.
- Каждый пилот импровизирует, добавляет свое. Это как танец на льду, - считает Жариков.
По словам Игоря Валентиновича, все фигуры сложные, всего их более 1000, но место для "воздушной фантазии" есть. У летчика-истребителя 1 класса, майора в отставке, а ныне пилота-спортсмена Владимира Разгуляева любимая фигура есть - "поворот на крыле". Он счастлив, что свой профессиональный праздник встречает за штурвалом, и даже делится своими наблюдениями: истребительная авиация схожа со спортивной: есть место для маневра. Правда соревнования нынче редкость - сожалеет пилот Сергей Степанов, нет возможности проверять и сравнивать мастерство. Он летает 5 лет - 1/8 своей сорокалетней жизни. Мечтал о небе с детства, но пришел в авиацию уже в зрелом возрасте. Теперь это его хобби, а точнее - важнейшая часть биографии. Тем, кто мечтает о небе, убежден Сергей, необходима помощь государства: во всем мире спортивная авиации датируется. А сегодня авиаклубов осталось всего ничего, и выживают они с трудом. Авиация - дело дорогое. И показательное авиа-шоу, которое устроили для зрителей Кавминвод, стоило недешево. Но называть точную цифру в авиаспортклубе не стали - главное, что праздник состоялся.
Смотрите также:
- Высота не страшна. В Ставрополе обучают пилотов-любителей →
- «Мне бы в небо». Прыгаем с парашютом на Ставрополье →
- Все крылья в гости к нам! →