Как не попасть в "сети" крупных сетей?

   
   

Некогда единственный торговый монополист на селе - потребительская кооперация - сворачивается, будто шагреневая кожа.

За последние несколько лет обанкротились кооперативные организации ряда районов Ставрополья. В итоге, как говорилось на недавнем отчетно-выборном собрании крайпотребсоюза, более 400 населенных пунктов остались без торгового обслуживания. Это в основном хутора и небольшие села, куда частные структуры не спешат со своим товаром - слишком накладно выходит. А страдают крестьяне, вынужденные ехать за самым необходимым - мылом, спичками, солью, нитками - к ближайшим соседям или даже в райцентр.

Потребительской кооперации уже свыше 175 лет. Почти все эти годы она не испытывала таких трудностей, какие испытывает сегодня. А все потому, что оказалась не готовой к конкурентной схватке с крупными федеральными торговыми сетями, которые, освоив большие и малые города, приближаются к населенным пунктам с числом жителей 5-10 тыс. чел. Вполне может статься, что не сегодня-завтра сельские потребительские общества или окажутся в "сетях" частных компаний, или вовсе прикажут долго жить.

Многие специалисты полагают, что потребкооперация в условиях наступления коммерческих сетей должна как можно быстрее трансформироваться, чтобы ей не был страшен торговый капитал. Это понимают и сами кооператоры. Сейчас главная для них задача - противопоставить федеральным сетям свою сеть, которой, увы, пока нет. Предстоит создать централизованную систему распределения товаров, разработать единый бренд и единые стандарты - короче, сформировать целостную структуру. Фактически на торговом фронте сошлись две формы собственности - частная и кооперативная. Кто кого? За коммерсантами - деньги, за кооперацией - люди, в основном, селяне. Нынче в рядах потребобществ Ставрополья без малого 100 тыс. пайщиков! Огромная сила, если правильно ею распорядиться. Именно пайщики, чьи деды-прадеды строили кооперативные магазины, склады, хранилища, цеха, обязаны стать центральной фигурой не только сегодняшней, но и завтрашней кооперативной торговли. Обладатели паевых книжек, в отличие от прежних времен, не нуждаются в дефицитных вещах, скорее - во внимании и уважении к себе. Им надо только объяснить ситуацию, и они, нет сомнений, достанут из матрацев, банок, других укромных мест свои сбережения, чтобы вложить в развитие сетевой торговли. И не нужно будет после этого никаких инвестиций!

Смотрите также: