Эксперты констатируют: знаменитые ставропольские чернозёмы стремительно теряют свою ценность. Сказывается череда «бесхозных» лет, когда разорившиеся колхозы и совхозы либо бросали землю, либо из-за катастрофической нехватки денег попросту не удобряли её.
Михаил Куприченков, доктор сельхознаук, завлабораторией агропочвоведения Ставропольского НИИСХ:
«Главная беда для современных аграриев – это эрозия почвы. Почему этот процесс идёт быстрее, чем раньше? Потому что противоэрозийные мероприятия, которым в советское время уделяли огромное внимание, сегодня не проводят. Если раньше около 20 организаций только на Ставрополье проводили плоскорезные обработки, защищающие пашню от ветра и других губительных факторов, то сегодня этим не занимаются. Почти не осталось лесополос. Раньше Ставрополье было чемпионом в стране по внесению в почву фосфогипса – мелиоранта, помогающего в борьбе с солончаками, сегодня же его изза дороговизны почти не используют.
Наверное, современные аграрии забыли о главном законе обращения с землёй – законе возврата. То есть то, что с урожаем мы у землицы забрали, должны ей вернуть. Но ещё несколько лет назад многие хозяйства вообще не удобряли поля. Сегодня ситуация лучше, хотя калия и фосфора всё равно ещё используем недостаточно. А природную органику солому – сжигаем. Вот и теряем ежегодно около тонны гумуса на гектар».
«Химии» мало
Если судить по отчётам краевых чиновников, в последние годы ситуация с удобрением земли несколько улучшилась. По данным минсельхоза Ставропольского края, в прошлом году местные аграрии внесли в почву 183 тыс. тонн удобрений. Это больше, чем планировалось: первоначально речь шла о 150 тыс. т. Однако, как считают учёные, этой «химии» всё равно недостаточно.
Самая тяжёлая ситуация – на востоке края, в зоне рискованного земледелия, где земля далеко не такая «жирная», как в центре и на западе. Но там-то и меньше всего «подпитки» – всего 18% от необходимого числа удобрений.
Недавно председатель комитета Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов обсудил со ставропольскими народными избранниками злободневную проблему плодородия почв.
Представители края предложили парламентарию рассмотреть вопрос о передаче госконтроля за использованием участков сельхозназначения субъектам РФ.
Второе предложение – принять федеральный закон, который позволил бы передать регионам землю, находящуюся сейчас в госсобственности (в так называемом фонде перераспределения), и объявить на 15 лет мораторий на кадастровую переоценку участков сельскохозяйственного назначения.
– Водная и ветровая эрозия, переувлажнение и заболачивание, подтопление и засоление – это неполный перечень «болячек» ставропольской пашни, – говорит Анатолий БУРЛАЙ, замдиректора агрохимцентра «Ставропольский». – Мы, учёные, стараемся облегчить труд селян. Даём подробные рекомендации по обработке почвы в каждую страду, к осеннему севу их тоже подготовили. В частности, рекомендуем уделить больше внимания азотным удобрениям. Разрушает гумус сжигание соломы и стерни. К сожалению, чиновники пока не могут поставить заслон хозяйственникам, которые производят поджоги. А ведь плодородному слою наносится огромный, подчас невосполнимый вред!
Удар на копейку
По информации минсельхоза Ставрополья, в крае действует ведомственная целевая программа «Сохранение и воспроизводство плодородия почв сельскохозяйственного назначения Ставропольского края на 2012-2014 гг.». Всевозможных мер по спасению кормилицы в ней предусмотрено немало.
Одними удобрениями здесь не обойтись. Эксперты говорят ещё о необходимости лесомелиоративных работ. Нужны лесополосы, которые защищают почву, повышают плодородие, увеличивают урожай на 3-6 ц/га, в целом улучшают экологию. Увы, во многих хозяйствах деревья из лесополос пошли на дрова, новые же не сажают.
Убить двух зайцев – улучшить состояние пашни и не нанести вред окружающей среде – поможет так называемая биологизация земледелия. Речь – о посевах многолетних трав и специальных культур. Однако пока всё упирается в федеральную целевую программу. Нет «отмашки» из Москвы – нет и местных разработок.
А о краевой программе в целом можно сказать так: «Замах на рубль – удар на копейку». В этом году расходы на неё из краевого бюджета урезаны на 55 тысяч руб. Приказ краевого минсельхоза временно отменил такие программы, как дистанционное зондирование земель сельхозназначения и посадка лесополос.
Иван Богачёв, председатель комитета краевой Думы по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениям и землеустройству:
«Государственный контроль за использованием земельных участков, в особенности сельхозназначения, должен быть усилен! За разрушение почвенного покрова и плодородия давно уже надо наказывать рублём. Одновременно из бюджета стимулировать работы по сохранению и повышению плодородия. Выход может быть в возвращении к практике, когда половина земельного налога, взимаемого за пользование городскими землями, и 100% такого же налога на участки сельхозназначения направлялись на улучшение качества почвы. Сегодня полномочиями по осуществлению земельного контроля наделены федеральные структуры: Росреестр, Росприроднадзор и Россельхознадзор. Каждая из них работает разрозненно. Наверное, порядка было бы больше, если бы эти полномочия отдали субъектам РФ».
Наталья Педашенко, фермер (с. Безопасное):
«В нашем с мужем хозяйстве – более 1000 га, выращиваем овощи. Конечно, без удобрений, как и другим аграриям, нам сегодня не обойтись. Тем не менее есть и множество других, веками используемых методов улучшения плодородия, которыми многие не пользуются. В нашем хозяйстве, например, не убирают с поля на зиму солому. Навоз тоже используем, но, к сожалению, сейчас животноводство в упадке, поэтому его не такто просто достать.
Думаю, главная причина ухудшения плодородия – элементарная бесхозяйственность, неумение работать на земле. Государство раздало участки всем подряд, однако никак не контролирует, как их используют. Не помешали бы и какиенибудь курсы, ведь многие не владеют даже элементарными агрономическими знаниями. А многие селяне и вовсе свои участки забросили. Далеко за примером ходить не нужно: рядом с нашими наделами – поле одного из колледжей. Год с этого участка не убирали подсолнечник, а сейчас он и вовсе стоит бесхозный, бурьяном зарос. Мы с мужем обратились к этим так называемым землевладельцам с просьбой отдать нам «кусок», но получили отказ. А сколько ещё таких вот брошенных участков?..»
Смотрите также: