В ставропольском крае с начала года только в центры занятости заявили почти 1700 вакансий в сфере образования. Директора школ и педагоги говорят о катастрофической нехватке кадров и в числе главных причин называют низкую зарплату. Почему не помогают местные надбавки с госпрограммами и можно ли вообще повысить престиж профессии - в материале stav.aif.ru.
Не хватает предметников
С начала июля 2022 года на портале «Хедхантер» в СКФО было опубликовано более 1,2 тыс. вакансий для педагогов - в три раза выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Большинство предложений размещено в Ставрополе, Пятигорске, Махачкале, Владикавказе и Грозном.
«Требуются преподаватели технических и гуманитарных дисциплин, а также языков и творческих направлений. Специалистов приглашают на работу как госучреждения, так и частные школы, в том числе онлайн», - прокомментировала руководитель пиар-службы портала Алёна Манохина.
На Ставрополье из «предметников» самая большая потребность в учителях иностранных языков - с начала года в службу занятости края поступило 187 заявок от работодателей.
«Всего было заявлено около 1600 вакансий педагогов. Почти 80% из них - в городах. И примерно такая цифра сохраняется постоянно. Мы ежегодно составляем планы на основании перечня востребованных специальностей и актуальных запросов работодателей, формируем перспективные потребности в кадрах на семь лет вперёд. Так, по прогнозам, в 2023 году будет нужно 1688 работников образования, в ближайшие семь лет - 11606», - рассказал заместитель министра труда и социальной защиты населения Борис Семеняк.
Он уточнил, что сейчас в центрах занятости на учёте состоят 330 человек, уволившихся из сферы образования. Сложнее трудоустроиться тем, у кого есть различные заболевания, инвалидность. В некоторых случаях люди получают другую специальность, не связанную с преподаванием.
Между тем руководители школ жалуются на катастрофический недостаток кадров.
«Этим летом я искала учителей географии, истории, английского, немецкого, русского языка, математики. Коллеги жаловались, что нет физкультурников, преподавателей ОБЖ. Нашла всех, кроме математика, но это было очень сложно. Опытные педагоги не любят менять место работы, а молодёжь в школы в большинстве своём не идёт. Поэтому каждого специалиста бережём как можем. Для преподавания русского языка взяли девушку, оканчивающую обучение в вузе, географии - недавнего выпускника. Очень рассчитываем, что они задержатся надолго», - рассказывает директор гимназии № 30 Ставрополя Лариса Шишкина.
Цена ставки - МРОТ
По данным Северо-Кавказстата средняя зарплата в сфере образования в первом полугодии составила 31,2 тыс. рублей. Но в школах, по словам работников, доход ниже. Как говорит Лариса Шишкина, базовая ставка учителя - 36 часов, из которых 18 - сами уроки и столько же - подготовка к ним, проверка заданий. До июля 2022 года за неё платили около 9,5 тысячи рублей до вычета подоходного налога, сейчас - на тысячу рублей больше. За классное руководство доплачивается порядка 8 тысяч рублей, из которых на руки человеку достаётся меньше 7 тыс. От 20% от размера оклада в первые три года выплачивают молодым специалистам.
«Люди стараются набрать побольше часов, работают в две смены. В результате можно получать примерно 25 тысяч рублей в месяц. Кто-то подрабатывает на платных курсах в обучающих центрах, другие - репетиторством. Такую работу на износ выдерживают далеко не все. Например, преподаватели иностранных языков окончательно переходят в частные центры, где детей в группах меньше, а доходы выше. Некоторые вообще прощаются с образованием, становятся переводчиками», - констатирует Лариса Шишкина.
Директор школы № 1 Кисловодска Наталья Осипьянц поделилась, что трудно закрыть вакансию педагога-психолога. Специалисты не задерживаются, уходят в другие учреждения, открывают частную практику. Причина опять-таки в невысокой оплате «цена» ставки - МРОТ, а немногие психологи могут взять часы других предметников.
«Но я надеюсь, что к началу учебного года проблема решится. Возможно, мне повезло - с остальными единицами сложностей нет, штат почти полностью укомплектован. На мой взгляд, одна из причин - небольшая миграция кадров в курортных городах, в основном сотрудники уходят в декрет или на пенсию», - говорит Наталья Осипьянц.
Целевики вместо предпенсионеров?
Руководитель отдела общего образования администрации Минвод Светлана Абдулова рассказала, что большинство педагогов в городе работают на 1,75 ставки.
«Ситуации, когда преподавать некому, нет. Но это за счёт того, что люди берут на себя повышенную нагрузку. Кроме того, многие родители выбирают для детей с ограниченными возможностями общеобразовательную, а не коррекционную школу. Тогда у учреждений возникает потребность в логопедах, дефектологах, тьюторах, и их сейчас в школах не хватает. Пока направляем учителей на переподготовку. Средний возраст педработников около 50 лет. Один из вариантов решения вопроса дефицита кадров - заключение договоров на целевое обучение с вузами. В сентябре на работу уже выходят первые два целевика. В 2021 году по таким договорам поступили в педвузы семь человек, в 2022-м - 20», - уточнила Светлана Абдулова.
Однако, несмотря на плачевную ситуацию, спикеры надеются на следующий год, объявленный Годом педагога и наставника - возможно, тогда на проблемы учителей обратят больше внимания.
Комментарий
Проректор по образовательной деятельности СКФУ Василий Иванов:
«История со слабым кадровым обеспечением в школах началась в 90-х годах, когда появилась чёткая монетизация успешности жизни. То есть успешность стала измеряться уровнем доходов. Работа учителя требует не только хорошей квалификации, но и эмоциональной отдачи, а оплата за это невысокая. В советское время зарплата педагога была средней и её вполне хватало на жизнь. Впрочем, тогда вообще большинство людей жили примерно на одном уровне. В 90-е же годы произошло резкое разделение населения на классы. И нынешние абитуриенты понимают, что, работая в школе, они вряд ли купят жильё даже в ипотеку, не смогут обеспечивать семью. На педагогических направлениях в вузах проходной балл близок к минимальному, но даже среди таких выпускников в школы устраиваются единицы.
Другая ситуация в Москве, где благодаря местным программам педагоги зарабатывают в несколько раз больше коллег из регионов. Поэтому многие специалисты стремятся переехать в столицу, где доходов учителя хватит и на съём жилья, и на обеспечение не только базовых потребностей. Немного спасают положение различные госпрограммы, например «Земский учитель», а также местные надбавки. Но число «земских учителей» - капля в море по сравнению с реальной потребностью в кадрах. На мой взгляд, государству нужно в первую очередь позаботиться о материальной стороне работы педагога, только тогда престиж профессии станет выше. Также могут помочь поощрения в виде обеспечения собственным жильём в отдалённых районах, льготная ипотека для учителей».
Точка зрения
Учитель русского языка Наталья Цыганок:
«Я преподаю больше 25 лет, школу и детей люблю, но, несмотря на это, плохо представляю, чем можно привлечь молодёжь. Разве что двухмесячным отпуском. Людей пугает большое количество бумажной работы, непрестижность профессии, постоянно меняющиеся программы и методические рекомендации. Материально это не компенсируется: заработать 25 тыс. рублей можно, если ты классный руководитель, работаешь на две ставки. Поэтому молодёжь часто выдерживает от силы год, а потом выбирает другие отрасли.
Из тех, кто давно в школе, кто-то просто хочет дотянуть до пенсии, другие боятся перемен. Не все, конечно, но многие. Но некоторые уходят, невзирая на возраст и стаж. Знаю отличных специалистов, нашедших свою нишу в онлайн-репетиторстве. Сделать профессию привлекательной можно только комплексно. Очевидное - повысить оплату труда, в том числе за счёт существенных стимулирующих выплат. Нужно менять имидж педагога, сейчас школьного преподавателя воспринимают как обслугу, не имеющую права на собственное мнение и личное время».
Личный опыт
Учитель начальных классов Валентина Шиленко:
«Я родилась и жила в Красноярске. Четыре года назад сын после вуза сначала поехал работать в Сочи. Но однажды побывав в Ставрополе, влюбился в город, решил остаться здесь. Через год я приехала к нему в гости и поняла, что фото не передают красоту южной зелени, а местные продукты привели в восторг. И очень понравились жители - добрые, приветливые. Я решила, что выпущу свои классы и перееду на Ставрополье. Знакомые рассказали о программе «Земский учитель». Подала документы, особо ни на что не рассчитывая, однако достаточно быстро прошла отбор. Недалеко от Ставрополя вакансий не было, и я остановилась на школе в посёлке Нежинском Предгорного округа. Понравилось, что он недалеко от курортов КМВ. Миллион рублей мне выплатили, по договору я должна отработать в школе пять лет. Работаю уже год, и мне всё нравится: коллектив принял тепло, помогли найти жильё. Квартиру снимаю, вскоре после переезда в крае резко подскочили цены на недвижимость, и купить её стало сложно. В красноярских школах было больше современного оборудования, но я была готова к тому, что в селе обстановка может отличаться».