(обновлено )
Примерное время чтения: 6 минут

Жил 28 млн лет назад. В Карачаево-Черкесии нашли останки древнего дельфина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Куда катится такси 25/10/2023

Часть черепа дельфина, которой около 28 млн лет, нашли в Карачаево-Черкесии два брата из Ставропольского президентского кадетского училища – Матвей Келенджеридзе и Тимофей Повод-Бородкин. Кандидат биологических наук и главный хранитель музея в Палеонтологическом институте РАН Константин Тарасенко, приехав в Ставрополь на днях, заявил, что подобных ископаемых на территории республики пока не обнаруживали, и взял находку на дальнейшее исследование. Как обнаружили останки и что известно о древних китообразных, узнал «АиФ-СК».

Нашли и разбили

Эта история началась в августе: двое братьев отдыхали с родителями на берегу реки Кубани в Черкесске, где и случайно обнаружили камень необычной формы и небольшой для своих размеров массы.

Ребята решили, что внутри что-то есть. Недолго думая, братья разломили камень и увидели отпечатки зубов.

«Я с самого начала понял, что это останки какого-то большого животного, а именно череп, на котором видно следы глаза, клюва и зубов», - поделился младший из братьев, ученик 6 «Е» класса Матвей Келенджеридзе.

Мама мальчиков предложила показать фотографии находки учителю. Преподаватель географии Елена Щербакова поняла, что это окаменелые кости животного.

«Мы передали находку в Северо-Кавказский федеральный университет, с которым очень тесно сотрудничаем. Учёные связались с коллегами из других вузах. Так началось исследование. В итоге к нам из Москвы приехал кандидат биологических наук Константин Тарасенко», - рассказала Елена Щербакова, представляя московского гостя кадетам.

По словам учителя, камень был большой конкрецией - шаровидным минералом. Его раскололи, и некоторые части на исследование не привезли.

Ребята рассказали как заметили останки.
Ребята рассказали как заметили останки. Фото: Из личного архива/ Кристина Ефимова

«Родители ребят сказали, что остались ещё фрагменты, которые они при первой возможности передадут. Отправим их сначала в СКФУ, и, надеюсь, ещё раз встретимся с Константином Тарасенко и передадим эти части также в Москву», - сказала географ.

Она добавила, что пятёрки двум кадетам будут обеспечены.

Глина сохранила

На Ставрополье уже находили останки цетотерий (род вымерших морских млекопитающих, существовавших в миоцене и плиоцене, 23-2,5 млн лет назад). Но в Карачаево-Черкесии подобных ископаемых ещё не было.

Это интересно
Одна из самых сложных задач в палеонтологии - извлечь кости из геологической породы. Чаще всего они встроены в конкреции – очень плотную глину. Советские палеонтологи препарировали такие кости при помощи иголок. Сейчас это делают с помощью кислот, растворяющих породы. А когда материал очень хрупкий, сначала применяют методы томографии, которые позволяют «заглянуть» внутрь камня, чтобы понять, какая обработка требуется.

«Любая новая находка позволяет судить о географическом распространении животных. Даже одна кость ценна, ведь она помогает учёным понять, какие сообщества живых организмов существовали на этом месте много миллионов лет назад», - рассказал Константин Тарасенко.

По его словам, найденные фрагменты могут принадлежать небольшому дельфину - около одного метра в длину. Сказать больше можно будет после экспедиции в тот же район Черкесска. Исследовать эту территорию предложила учитель географии.

«Часто бывает, что останки заключены в камень, к ним плотно прилегают глинистые отложения. Найденные на территории Кавказа, Адыгеи, Краснодарского края останки дельфинов как раз заключены в такую оболочку, - добавил Тарасенко -  Глинистая порода - уникальный консерватор. В Краснодарском крае встречались камни, которые сохранили отпечатки даже мягких тканей дельфина».

Есть специально направление в палеонтологии - тафономия, которое изучает, как организмы разлагаются либо сохраняются. Однако в случае с найденным дельфином всё не просто: часть кости видно, а другую трудно распознать, поскольку она была слишком рыхлой, как и у многих китов семейства зубатых.

Откуда растут плавники?

Пока можно точно сказать, что найдены фрагменты дельфина из семейства китообразных. Обитал он в Сарматском море, которое существовало в прошлые геологические века на территории Ставрополья и Карачаево-Черкесии, омывая кавказский полуостров на месте нынешних гор.

«Китообразные - большая группа, в ней выделяют два надсемейства: усатые и зубатые. Усатых сейчас существует только один вид – серый кит, который входит в подсемейство полосатиковых. Он достигает 15-16 м в длину. У его предка были вибриссы – усы для осязания, которые он утратил во время эволюции. К семейству полосатиковых также относится современный синий кит - самое огромное млекопитающее, около 35 метров в длину», - рассказал учёный.

Учитель географии объяснила, как отличить камень от конкреции.
Учитель географии объяснила, как отличить камень от конкреции. Фото: Из личного архива/ Кристина Ефимова

До начала китобойного промысла, то есть примерно до середины XIX века, никто этих млекопитающих не видел, говорит Константин Тарасенко. Поэтому неизвестно, насколько огромными были синие киты до начала охоты на них.

Современные зубатые киты – это почти 10 семейств и надсемейств, к ним относятся и дельфиновые, к которым относится черкесская находка. Их останки редко встречаются в России. Чаще таких животных находят в Австралии и Канаде.

«Французский учёный Жак Бессон ввёл в научный обиход название кита cetus, которое переводится как «морское чудовище». Средневековым мореплавателям они казались монстрами», - рассказал учёный.

Константин Тарасенко рассказал о классификации китов и дельфинов.
Константин Тарасенко рассказал о классификации китов и дельфинов. Фото: Из личного архива/ Кристина Ефимова

Комментарий

Начальник кадетского училища Вячеслав Преснухин:

«Кадеты нашего училища, помимо основной образовательной программы, интересуются другими аспектами жизни. У нас много программ дополнительного образования, видимо, они дают свои плоды. Внимательность ребят позволила обнаружить древние останки. Рад, что у нас учатся такие неравнодушные дети».