Жителей Ставрополя встревожила трагическая весть – вечером 25 ноября в одном из районов города погиб школьник. Друзья и одноклассники подростка рассказали в соцсетях, что в школе на него оказывали эмоциональное давление. По нашим источникам, затяжной конфликт был не с одноклассниками, а с учителями. «АиФ-СК» разбирался, почему взрослые делают детей объектами своей травли и как остановить «школьный буллинг»?
Портил показатели?
Новость о гибели подростка разлетелась по социальными сетям и региональным СМИ. Одни комментаторы принялись наперебой доказывать друг другу, что не стало очередного наркозависимого или психически нездорового. Другие скорбели, осуждая зевак, столпившихся на месте трагедии.
Ясность внесли друзья и знакомые парня. По их словам, на мальчика давили в школе. Он не употреблял химические вещества и не был маргиналом, был спокойным и добрым парнем из благополучной семьи.
«Хороший парнишка. Просто 15 лет - сложный возраст, эмоциональные перепады, все эти ОГЭ, ЕГЭ и т д. Поиски себя, того, кем хотел бы быть в будущем, смысла в жизни, несчастная любовь и другое. Иногда вопросов много, а ответов нет, и поговорить с близкими и друзьями откровенно бывает сложно», - написала мама одноклассницы паренька Ксения Ермакова.
По информации источников, близких к ситуации, мальчик долгое время был в подавленном эмоциональном состоянии. Якобы учителя давили на него из-за неважной успеваемости, обвиняя в том, что он портит показатели известной в краевой столице школы.
Погибший был единственным ребёнком в семье. Его мама знала о проблемах с учёбой и пыталась помочь ему.
Следователи проводят проверку и устанавливают все обстоятельства произошедшего.
Угрозы в школьном чате
Издевательства и травлю сейчас принято называть буллингом. Слово перекочевало в русскоязычный обиход из западных стран, а дословный перевод звучит как «запугивающий». Последние годы в России этот термин прочно ассоциируют с конфликтами в школьной среде между сверстниками. Однако зачастую давление на детей оказывают взрослые.
В 2008 году на Ставрополье учительница математики из села Александровского стала фигуранткой уголовного дела. Женщина систематически унижала ученика за неправильные ответы и била его по голове при одноклассниках. Издевательства длились больше года и подросток, не выдержав давления, ушёл из жизни.
Условный шестилетний срок получила жительница Кисловодска за издевательства над одноклассницей своей дочери. В 2020 году вся страна, благодаря соцсетям, услышала, какие послания она отправляла гимназистке. Представительница родительского комитета два года глумилась над девочкой, угрожала ей в школьном чате и оскорбляла при личных встречах.
Подросток тогда пыталась покончить жизнь самоубийством и чудом выжила. Девочке понадобилось лечение, психологическая реабилитация и длительное наблюдение специалистами.
Изрисован в назидание
Очередной громкий случай крайне неэтичного поведения со стороны педагогов произошёл в этом году в Северной Осетии. 15-летний озорник ручкой исписал куртку одноклассника. Две бдительные учительницы не придумали ничего разумней, как проучить его, разрисовав ручкой лицо и рубашку парнишки. Инцидент быстро вышел за рамки школы и привлёк внимание республиканского Следкома. К тому же мама изрисованного мальчика сообщила, что в учебном заведении практикуют непедагогичные меры воздействия: детей бьют за непослушание и используют в общении с ними нецензурную брань.
Последний случай аналитический психолог Ирина Рыженко квалифицирует, как прилюдное унижение, эмоциональное и физическое насилие над ребёнком. Специалист считает, что сначала учителя должны были поговорить со школьником, а затем привлечь к решению вопроса родителей и специалистов.
«Думаю, всё это от безнаказанности учителей. Ответственность за такие поступки должна быть в любом случае. Однако это могла быть разовая ситуация, эксцесс в педагогической жизни, поэтому, прежде чем увольнять этих педагогов, надо разобраться», - высказалась она.
Комментарий
Директор клиники пограничных состояний и заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Ставропольского государственного медуниверситета профессор Игорь Боев:
«С одной стороны, многие учителя быстро выгорают, с другой – они лишены тактичности, деликатности и той этики отношений, которая должна быть между преподавателем и учеником. Частично причина кроется в том, что современные педагоги - выпускники либеральной образовательной системы, основанной на жестком индивидуализме. Школа же - это коллектив. Должны быть ценности коллективистские, но они остались в другой стране. Оказывая жёсткое давление на ученика, они полагают, что он свободная личность, которая должна сама защищаться. Но надо же учитывать возраст ребят.
Если взрослый вступает в психологическую борьбу с подростками, противопоставляет себя им – это признак того, что у него или недостаточно интеллекта, или он сам страдает личностными расстройствами.
С детьми не работают радикальные подходы. Попытки требовать от учеников стопроцентных успехов также ни к чему хорошему не приведут. Должна быть мотивация к учебе! Сколько ученик выучил, столько и ответил. Если педагоги недовольны, то им следует лучше работать со школьниками. Практически всегда это подразумевает диалог с родителями. Только идут на это немногие и неохотно, поскольку это значительные душевные и энергетические затраты.
Однако есть ситуации, когда внимание родителей и педагога крайне важно и способно сохранить жизнь и здоровье ребёнка. Многие подростки предрасположены к психическим и личностным расстройствам. Учитель может выступать в роли триггера и провоцировать у таких детей развитие той или иной психической патологии. Когда, например, наступает пора общаться с противоположным полом, такие подростки становятся токсичными для окружающих, с ними разрывают отношения, а для них это становится психотравмой. Такие дети могут совершать суицидальные действия только потому, что их нужно лечить: проводить терапевтическую, психологическую и фармакологическую поддержку, выравнивая биохимию мозга.
Насторожить должны следующие проявления в младшем возрасте: синдром гиперактивности и дефицита внимания, задержка речевого развития, болезненная обидчивость, ранимость, замкнутость, конфликтность со всеми окружающими. С возрастом присоединяются нарушение сна и аппетита, неожиданные падения и наборы веса, внезапный отказ от занятий любимым хобби, отказ от прежних и увлечений, любая смена настроения, смена друзей и т.д.
В таком случае следует направлять детей на консультацию не к психологу, а к психиатру. Именно психиатр будет решать, нужно ли восстанавливать биохимию мозга, применять медикаменты и когда потребуется подключить психолога.
Когда контакта и нормальных отношений с ребёнком не получается, родители всегда могут обратиться к специалистам. Если они этого не сделают и случится трагедия, то отвечать перед самими собой предстоит именно им, а не учителям.