Кавказские традиции всегда отличались строгими и сложными, но в то же время красивыми обрядами. Не были исключением и свадьбы. К примеру, у кабардинцев сторона жениха забирала девушку из родительского дома с покрытой платком головой, чтобы её лица никто не видел. Открывали его после особого танца с кинжалами.
О любви говорят поступки
Видеограф Гасан и архитектор Дарина познакомились в Нальчике на свадьбе, которую снимал Гасан. Парень заметил обаятельную девушку, когда она исполняла национальный танец. Встретившись взглядами, молодые люди поняли, что нашли свою судьбу.
После этого Гасан и Дарина начали общаться и вскоре решили связать свои жизни узами брака. На их примере в передаче «Играем свадьбу!» на Первом канале показали, как женятся кабардинцы.
«У нас не признаются в любви. Думаю, что об этом не нужно кричать, всё видно и так. Важно чувствовать в будущем муже крепкую опору и надёжное плечо», - считает Дарина.
По словам Гасана, кабардинец должен показывать свою любовь к понравившейся девушке поступками, а не словами.
Кольцо своей избраннице парень не дарил. Он сообщил о своём решении жениться старшим родственникам, которые отправили к семье Дарины сватов. По национальной традиции представители жениха приходят к близким невесты, чтобы договориться о свадьбе и обговаривают удобную дату для бракосочетания.
Ведущие программы по заданию сказочного героя Сосруко побывали в Кабардино-Балкарии, на родине Дарины и Гасана, чтобы больше узнать не только о свадебных традициях кабардинцев, но и об истории этого народа.
Платье как мундир
Важная часть традиционной кабардинской свадьбы - праздничные наряды жениха и невесты. По словам художника-модельера Мадины Саральп, национальные адыгские костюмы были скроены по типу мундира. Благодаря стоячим воротничкам горцы и горянки держали осанку, поэтому всегда выглядели стройными и подтянутыми.
«Женщина и мужчина на Кавказе всегда были равны друг другу. Если вы посмотрите на женщину и мужчину на одном снимке, то вы обратите внимание, что их костюмы «зеркалят» друг друга», - пояснила Мадина Саральп.
Женский наряд кабардинки был многослойным. На корсет девушка надевала нательную рубашку, на неё - тонкое нижнее платье, кафтанчик с грудными застёжками и длинное платье с нарукавными подвесками и золотной вышивкой.
Свадебный наряд дополняли шапочкой и поясом, украшенными серебряными навершием и пряжкой. Завершали образ особые обрядовые туфли на высоких платформах - котурны. Эта обувь подчёркивала новый статус невесты и возвышала её над остальными участниками торжества, привлекая к ней всеобщее внимание.
Для Дарины модельеры создали стилизованный свадебный костюм, взяв за основу наряд кабардинской княжны Гошенашхо Баташевой, жившей в конце XIX века.
Костюм кабардинца состоял из нательной рубахи, зауженных книзу штанов, бешмета - кафтана с высоким воротником-стойкой, черкески с газырями - специальными кармашками для пороховых зарядов, башлыка - удобного гибрида шарфа и капюшона, бурки, папахи и ноговиц - мягких сапог из сыромятной кожи с узким голенищем. Обязательным элементом мужского наряда был пояс с кинжалом.
Гостей развлекал ряженый
В день свадьбы к дому невесты прибывала процессия из родственников жениха, его друзей и музыкантов. Они несли черкесские флаги и фамильные знаки. Женщин почтительно приветствовали словами: «Птицу в небо поднимают крылья, а мужчину окрыляет женщина».
В шествии обязательно участвовал герой народного театра ажагафа - ряженый в маске козла. Он вёл себя развязно и развлекал участников торжества танцами и пантомимами.
«Такой большой делегацией мы пришли к вам в дом с открытыми сердцами. Мы же не ошиблись, здесь находится наша невестка», - начинает диалог со стороны жениха свадебный распорядитель.
«Какая красивая у вас компания. Вы не ошиблись, подходите ближе», - отвечает ему сторона невесты.
Глава свадебной процессии продолжает иносказательный диалог с представительницей невесты. Сначала обе стороны благодарят Всевышнего за встречу двух родов. Затем они восхваляют красоту девушки, которую в это время закрывают собой её подруги. Когда представитель жениха в изысканных выражениях просит их расступиться, просят о выкупе. Его передают в специальных кисетах. Только после этого невесту показывают гостям. Так начинается церемония её выхода из дома. Для этого девушке подносят котурны.
«Пусть Бог продлит жизнь обоих родов. Пусть наша девочка-красавица принесёт в ваш дом счастье, здоровье, прославит вашу фамилию», - желает сторона невесты.
Семь девушек с лентами исполняют ритуальный танец величания невесты и вплетают в её волосы серебряные и золотые нити, двигаясь вокруг неё. Цифра семь выбрана неспроста. Она символизирует связь семи поколений в роду.
Перед выходом из родительского дома голову невесты накрывают тонким платком, чтобы никто не видел её лица. В старину девушка снимала этот убор только в своём новом доме. Сопровождали её по пути туда подруги, распорядитель с ореховым жезлом и неугомонный ажагафа.
Унэишэ, или обряд ввода невесты в дом, проходил под песню, в которой говорится: «Мы привели к вам адыгскую невесту, прекраснейшую из красавиц». Одна из замужних родственниц жениха осыпала девушку пшеном, орехами, конфетами и монетами. Это было пожеланием изобилия и счастья молодой семье. А ореховая кукла защищала от завистливых глаз.
Чтобы открыть лицо молодой, исполняли обрядовый танец с кинжалами. Затем невесте мазали губы мёдом, чтобы её речи всегда услаждали слух. В это время мужчины со стороны жениха приветствовали его в новом статусе и подносили заздравную чашу.
«Добро пожаловать в новую жизнь. Твой поступок показал, что ты вырос и стал настоящим мужчиной. Мы принимаем тебя», - говорил один из старейшин.
В новом доме невесте предстояло испытание. Ей нужно было показать свои таланты, в том числе умение вышивать. После того как девушка вышьет узор, её выводили к супругу.
Хлеб заменяет паста
На кабардинских свадьбах могут присутствовать более полутысячи гостей, рассказывает дядя Дарины, шеф-повар Аслан. По кавказским традициям всех участников торжества надо вкусно и сытно накормить, поэтому на столах должно быть изобилие.
Их обычно накрывают отдельно для старейшин, мужчин, женщин и молодёжи, чтобы избежать неловких ситуаций. В старину молодёжь не могла сидеть за столом на свадьбе.
Одно из традиционных кабардинских блюд - гедлибже, или курица в сметанном соусе. Для него понадобится 1-1,3 кг курицы, 300-500 мл сметаны, 500 мл холодной воды, 2-3 головки репчатого лука, 50-100 г сливочного масла, 3 столовые ложки пшеничной муки, от трёх до пяти зубчиков чеснока, перец красный жгучий, перец чёрный и паприка - по вкусу.
Курицу нужно разделать и сварить. Затем необходимо тонко нарезать репчатый лук и обжарить его в топлёном сливочном масле. Добавить немного паприки, муки и куриного бульона, а затем - домашнюю сметану. Когда смесь закипит, положить куски варёной курятины и сдобрить чесноком. Подают гедлибже с кусочками кабардинской пасты из пшена без соли. Она заменяет хлеб.
Ещё одно блюдо, которое можно увидеть на праздничных столах, - лицуклибже. Это мясо, тушённое в собственном соку на оливковом масле с кусочками курдюка.
Ни одно кабардинское застолье не обходится и без тонких жареных пирогов с картофелем - деленов. Осетины называют это блюдо уалибах, дагестанцы - чуду, а балкарцы - хычинами. По сложившимся обычаям его готовят именно женщины. Перед подачей на стол пироги обычно обмазывают топлёным маслом.
КСТАТИ
- Именно благодаря черкесским воинам кинжал появился сначала у казаков, а затем - и в регулярной армии Российской империи. Офицеров удивляло качество горских клинков из кавказского булата, которые пробивали даже самую плотную кольчугу.
- «Считалось, что мужчинам кинжал придаёт силы. Он с детства был привычной вещью наших предков. Была культура не только изготовления, но и ношения холодного оружия. Его нельзя было вынимать где попало и кичиться им», - рассказал народный мастер России Заур Лакунов.
- Для украшения ножен и самого оружия кавказские мастера использовали тончайшие техники - чернение, гравировку и филигрань. Одним из часто встречавшихся орнаментов был джерш, что в переводе с кабардинского означает «фасоль». Этот узор напоминает усики фасоли и перца.