Примерное время чтения: 8 минут
581

Группы смертников и отравленный називин. Кто и зачем запускает фейки?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-СК 13/11/2019
Новых каналы распространения информации сделали фейкньюс массовым явлением
Новых каналы распространения информации сделали фейкньюс массовым явлением pixabay.com

Сегодня практически у каждого в кармане есть смартфон, в сумке планшет, на столе нетбук. Способов и путей доставки информации много как никогда. Мы получаем её и когда ищем, и когда не ищем. И далеко не всегда достоверную. Доверчивость аудитории используют в том числе и экстремисты, главная цель которых - создание паники, нагнетание страха. Кто нас обманывает в Сети, с какой целью, и можно ли от этого защититься – разбирался «АиФ-СК».

Оранжевый уровень

«18 террористов-смертников пересекли границу России и направляются на Ставрополье», «В кинотеатрах в сиденья втыкают иголки, заражённые ВИЧ», «Банда цыган орудует в нашем городе – похищают детей и продают на органы». Большинство пользователей соцсетей и мессенджеров хотя бы раз получали такие или похожие предупреждения. Как правило - от знакомых, друзей, родственников. Ретранслируют они подобные сообщения, потому что сами поверили и хотят предостеречь других. Но у авторов цели другие.

«Для кого-то это способ самоутверждения, игра на человеческих слабостях. А для кого-то целенаправленная подрывная работа, стремление сеять сомнения и недоверие, создавать панические настроения и дискредитировать власть. Экстремисты стремятся сформировать так называемое негативное сознание, подорвать государственные устои. Целей своих они достигают с помощью информационных войн, - рассказали в антитеррористической комиссии Ставропольского края. – Такие люди не упускают случая погреть руки на каждом ЧП, на любой трагедии. Вспомните «Зимнюю вишню», весь интернет был завален «новостями» о сотнях трупов, которых везут в кемеровские морги. Правоохранители тогда провели большую работу, установили первоисточник фальшивки. Оказалось, что запустил фейк украинский пранкер, не имеющий, разумеется, никакого отношения ни к Кемерово, ни к трагедии – просто из ненависти к нашей стране, из ущербного желания навредить».

Возможно, именно вал фейков вокруг кемеровской трагедии и стал для законодателей последней каплей. Чтобы дать правоохранителям какие-то инструменты для борьбы с этим злом, Госдума России в марте этого года приняла Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». СМИ его прозвали законом о фейковых новостях. Параллельно законотворцы внесли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, за создание и распространение фейкньюс теперь предусмотрены серьёзные штрафы.

Изменило ли это ситуацию? Пока нет. В мае «террористической атаке» подверглась Калининградская область. В блогосфере и соцсетях активно обсуждались листовки, в которых сообщалось о введении оранжевого уровня террористической опасности. Якобы в полицию поступила оперативная информация о проникновении на территорию области диверсионной группы из семи вооружённых человек. Калининградцев призывали к бдительности. Стоит ли говорить, что листовки оказались фейковыми? Региональное управление ФСБ опровергло содержащуюся в них информацию и попросило жителей области не поддаваться панике и не транслировать недостоверные сведения.

На Ставрополье последний резонансный фейк был связан с медициной. В мессенджерах и соцсетях в октябре пошла гулять новость о том, что в аптеках Ессентуков продаётся отравленный називин. И якобы уже шесть детей попали в реанимацию. С опровержением пришлось выступить краевому минздраву.

«Данная информация не является правдой. В больницы города Ессентуки, а также другие медучреждения Кавказских Минеральных Вод не поступали дети с подобными отравлениями. Кроме того, нет сообщений от аптечных организаций о фальсифицированных препаратах, - говорится в пресс-релизе, размещённом на сайте ведомства. - В этой связи министерство здравоохранения Ставропольского края призывает всех жителей и гостей Ставрополья не реагировать на подобные сообщения, а доверять официальным источникам. Кроме того, минздрав напоминает об ответственности за распространение заведомо ложной информации и инициирует перед правоохранительными органами проверку в отношении автора аудиозаписи».

Думай, что репостишь

Каким будет механизм работы закона о фейковых новостях и насколько эффективным инструментом борьбы с ними он окажется, говорить пока сложно. В управлении Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу утверждают, что прошло ещё очень мало времени, для того чтобы можно было судить об этом, никакой практики ещё не наработано, а механизмы действия таких законодательных актов оттачиваются именно на практике.

Однако очевидно, что привлечь ответственности за создание и распространение фейкньюс можно будет не всех и не всегда.

«Авторы таких сообщений пользуются анонимностью, которую обеспечивают соцсети и мессенджеры, а, учитывая, что информационная атака зачастую идёт из-за рубежа, отследить серверы, с которых она начинается, не так просто: власти иностранных государств далеко не всегда идут навстречу, - говорят в краевой АТК. – Так что по-прежнему самый надёжный способ защититься от недостоверной информации и не стать её распространителем – включать критическое мышление. Некоторые фальшивки легко распознать даже неспециалисту. Например, в сообщении могут одновременно содержаться «100-процентная информация» и «якобы», что является очевидным противоречием. Пользуйтесь надёжными источниками, не верьте слухам и не делитесь бездумно чужими постами и сообщениями!»


Мнение эксперта

Кандидат социологических наук Александр Гапич:

«Появление новых каналов распространения информации предопределило массовость такого явления, как фейкньюс. Раньше в традиционных СМИ это сложно было представить. Могла быть ошибка, но не откровенная ложь. А теперь это тренд.  Сейчас даже реакция поменялась на фейковую информацию. Если раньше это вызывало раздражение и возмущение, то сейчас у многих появился к этому иммунитет, в том числе и эмоциональный. Многие научились распознавать обман и никак уже не реагируют.

Мотивация у создателей фейкньюс самая разная. Часто они преследуют коммерческие интересы. Бывает, что такие новости запускают с исследовательскими целями - чтобы изучить, каким будет охват аудитории и отклик. Есть и те, для кого сегодня создание фейковых новостей – способ развлечения в интернете, наряду с пранкерством и троллингом.

Особняком стоят так называемые коллективные акторы (актор - действующий субъект). Они используют более сложные механизмы воздействия на массовое сознание. Цели могут преследовать разные: от формирования общественного мнения во время предвыборных кампаний до деструктивного влияния на общество в целом.

Фейковые новости, цель которых – деструктивное влияние, всегда основаны на доминирующих в данный момент в обществе страхах. И на них могут купиться даже разумные, здравомыслящие люди. Причин тому несколько.

Во-первых, резко возрос поток самой разнообразной информации. И чем её больше, тем меньше у человеческого мозга возможностей дифференцировать поступающие данные. В какой-то момент мозг просто устаёт реагировать и начинает поглощать информацию без какого бы то ни было осмысления.

Вторая причина связана с отсутствием содержательной информации. Чем меньше у человека сведений о какой-то волнующей его ситуации, тем больше он склонен верить в фейкньюс и попадается на эти уловки.

Третье – использование современных технологий. Очень сильно выросли возможности программного обеспечения для того, чтобы сделать не соответствующие реальности видео и фото. Если раньше фотография была фактически подтверждением какого-то факта, то сегодня - уже нет. Но у некоторых людей сохраняется инерция восприятия фото- и видеоконтента.

Кроме того, существуют базовые страхи. Если бы, к примеру, прошла информация, что какой-то театр закрывается на пятилетнюю реконструкцию, вряд ли эта новость пошла дальше истинных театралов. Потому что это потребность более высокого уровня. Но если речь в сообщении идёт о том, что театр заминирован, такая новость взволнует даже тех, что туда никогда не ходил и не пойдёт. Потому что это бьёт по нашей потребности в безопасности. Такая новость получит широкое распространение и окажет большее влияние. И, к сожалению, люди, которые занимаются производством фейков, всё это знают и понимают, на чём делать акценты. 

Конечно, не каждый получающий фейковую новость пересылает её дальше. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но есть психотипы, которые к этому особенно склонны. Например, человек с комплексом спасателя, как это называют психологи. Он считает своим долгом предостеречь, уберечь, спасти как можно большее количество людей от какой-то опасности. Или люди с повышенной потребностью во внимании, общественном признании. Пересылая фейкньюс, они удовлетворяют эту потребность – чувствуют себя авторитетными источниками важных новостей, которые касаются здоровья, безопасности и т.д.

В итоге из-за фейкньюс снижается уровень доверия между людьми, ухудшается качество коммуникации, подрывается доверие к государственным и общественным институтам и в целом повышается уровень социального напряжения в обществе. То есть гармонизации общественных отношений, особенно если идёт большая компания по фальсификации информации, это, конечно, никак не способствует».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах