Примерное время чтения: 7 минут
247

Щи на голову врагам. В Чечне отметили 250-летие подвига наурских казачек

Терская казачка Ольга Ганеева освоила фланкировку и учит этому искусству молодёжь.
Терская казачка Ольга Ганеева освоила фланкировку и учит этому искусству молодёжь. Терское казачье войско

На берегу быстрого Терека в Чеченской Республике 20 июля 2024 года собрались более 300 казаков, чтобы отметить День наурской казачки. Событие, которому он посвящён, произошло 250 лет назад. Как смелые женщины отстояли свою станицу тогда, и как прошло торжество сейчас, – в материале «АиФ-СК».

Игры, пляски, угощения

Ради праздника в станицу Наурскую прибыли несколько сотен казаков с семьями из регионов Северного Кавказа. На торжестве также присутствовали представители правительства Чеченской Республики. День Наурской казачки по инициативе главы Рамзана Кадырова внесли в список республиканских праздников, и в этом году он впервые прошёл под его покровительством.

Начало празднования прошло в храме Рождества Христова, где был молебен. После чего возле церкви построили казаков Терского войска, к ним обратился атаман Владимир Савченко.

Его слова были посвящены важной роли казачки в жизни её мужа. Терские женщины в любые времена оставались бесстрашными и самоотверженными, поддерживали казаков, не только хранили семейный очаг, но и вставали на его защиту, считает атаман.

В храме Рождества Христова в станице Наурской прошёл молебен. Фото: Ставропольское окружное казачье общество

Владимир Савченко поблагодарил казачек за помощь и в наши дни, за заботу о бойцах СВО, которым поддержка жён даёт силы сражаться.

Казаки возложили цветы к памятнику Наурским женщинам и направились к берегу Терека, там их ждали столы с разными блюдами и концертная программа.

Гостей станицы поздравил заместитель министра Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Саид-Магомед Баширов. Затем перед ними выступали творческие коллективы со Ставрополья и Чечни, а терские казаки соревновались в рубке шашкой. Здесь же выставили предметы казачьей культуры и быта, хранящиеся в музее.

«Побывав на этом празднике, я в очередной раз убедился, что казаки – это народ, имеющий свою культуру, историю и память. В казачестве общее всегда было превыше личного. Они всегда служили родной земле, своему народу и своему государству и продолжают это делать в настоящее время. Благодаря таким мероприятиям молодые люди могут впитывать истинные ценности казачества, а значит, будут расти патриотами и надежными защитниками России», – поделился впечатлениями руководитель степновского отделения всероссийское организаци «Боевое братство» Геннадий Ширшик.

Торжество объединило людей разных конфессий и вероисповеданий как доказательство того, что все национальности в Чечне живут в мире и дружбе, создавая многообразие культуры.

Рубили косой

Сам праздник учреждён в честь событий июня 1774 года, когда сильные женщины станицы Наурской встали на защиту своего дома во время нападения татарского войска. Казаки тогда были в походе, в станице остались только женщины, дети и старики, которые отмечали православный Духов день.

Впервые этот казачий праздник прошёл под покровительством главы Чечни Рамзана Кадырова.
В конце устроили застолье. Фото: Казачье общество Нефтекумского района Ставропольского края
 

По историческим данным, враг  превышал по численности казачек примерно в 10 раз. Татары и турки окружили станицу, и женщины в праздничных сарафанах после хороводов выбежали к девятитысячному войску. Они хватали всё, что попадалось под руку: серпы, виллы, косы, ружья, шашки – и встали на защиту Наурской. Девушки выливали разогретую смолу и кипяток на головы врага. Даже обеденные щи шли в дело.

С каждым часом оборонять станицу становилось всё сложнее, казачки надеялись, что на помощь придёт войско из Моздокской крепости, однако её тоже окружили враги, поэтому подмога так и не появилась. В донесениях коменданта Моздока говорилось, что жёны и девушки не боялись бить врага, одна из них даже срезала неприятелю голову косой и забрала его ружьё с саблей. 

Бой продлился и на следующий день. Враги начали отступать после выстрела из пушки, который удачно попал в шатёр турецкого военачальника и убил его племянника. Нападающие решили, что это плохой знак и неожиданно для казачек прекратили осаду.

Само сражение продолжалось 12 часов. По разным подсчётам, среди нападавших убили около 800 человек, что считалось огромной потерей в те времена.

Стараются обуздать бешеный ритм

Жизнь казачек в те далёкие годы, конечно, была опаснее, и им приходилось адаптироваться к этому. Как и сейчас современные женщины-казачки стараются влиться в ритм нового времени и сохранить свои традиции и жизненный уклад ради достойного воспитании детей.

Подвиг казачеко увековечен. Фото: Ставропольское окружное казачье общество

«Казачка – обычная женщина, такая же, как все остальные. Ну, может быть, она сегодня чуть больше осознаёт, что нельзя делать аборты, что надо верить в Бога, воспитывать детей в этой вере к любви, к своей родине. Она сохранила традиционное отношение к своему мужу как к главе семьи, а не как к тряпке, как сегодня это везде распространено. То есть в ней есть черты той женщины, которые всегда были нормой для русского православного народа, для казачества, а сегодня стали редкостью», – считает председатель Благотворительного фонда по сохранению и развитию традиционной казачьей культуры «Хопёрцы» Наталья Гребенькова.

Как она объяснила, современная жизнь уже не такая размеренная, как 200 лет назад, но и не такая опасная. Казачка в те времена могла поехать косить в поле, где её и украсть могли. Сейчас безопаснее, но успевать во всём стало сложнее – появился интернет, кипит информационное пространство.

«Менталитет был чуть другой, не как у современных людей. Очень много было времени стоять молиться, читать псалтырь по ночам, по вечерам, по утрам. А сейчас попробуй постой! 20 минут правила молитвенные прочитать – невыносимый труд. Все мысли разбегаются, надо в интернет залезть, телефон посмотреть: почему мне никто не звонит. У нас уже другой уклад. Но женщина-казачка всё же старается этот бешеный ритм притормаживать, молиться, ходить в церковь, учить этому детей. Конечно, нам до наших бабушек очень далеко, мы уже не такие, но хотя бы понимаем, что тот уклад был правильным. Надо продолжать воспитывать так детей», – поделилась Наталья Гребенькова.

А всё остальное, объясняет она, – это фольклор. Одежда, песни, – всё это внешнее. Можно нарядиться в платья, петь и плясать, но если не придерживаться казачьих принципов в жизни, то этому всему грош цена, считает Наталья Гребенькова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах