Северный Кавказ оказался в самом низу рейтинга Рособрнадзора, оценившего качество школьного образования во всех регионах страны. Ставрополье на фоне республик выглядит лучше, но и в крае без репетиторов ЕГЭ не сдашь. Почему СКФО попал в число отстающих, разбирался «АиФ-СК».
Слишком много детей?
Качество образования в регионах страны Роспотребнадзор оценивал по 12 показателям в трёх сферах, связанных с успеваемостью, ориентацией на практическую деятельность и эффективностью управления. Ингушетия набрала меньше всего баллов - 7,8 из 100 возможных. Чуть лучше дела в Дагестане - 10,6. Чечня и Карачаево-Черкесия - 13,7, КБР - 15,5, Северная Осетия - 29. У Ставрополья оценка в два раза выше - 59,7, но на фоне лидеров Санкт-Петербурга и Москвы, получивших по 90,2 и 90 баллов, край выглядит «троечником».
По мнению победителя конкурса «Учитель года России- 2018» Алихана Динаева (Грозный), одна из главных причин низкого качества образования - перегруженность школ.
«Например, в Чеченской Республике по-прежнему очень остро стоит проблема трёхсменного обучения. Несмотря на поразительные темпы строительства новых школ (в 2021 году появится 21 новое учреждение), их всё ещё не хватает. В некоторых начальных классах учатся по 40 детей. Не представляю, как педагоги с этим справляются», - говорит он.
Педагог отмечает, что Чечня, Ингушетия и Дагестан - преимущественно сельские регионы, а в сёлах зарплаты учителей обычно ниже. К тому же на Кавказе с детства говорят на родных языках, и ребятам, которые приходят в первый класс, не зная русского языка, осваивать школьную программу сложно, хотя таких сейчас всё меньше.
«Есть и ещё одна специфическая причина. Наши семьи остаются преимущественно патриархальными и многодетными. Кавказской женщине непросто совмещать воспитание 3-5 детей, ведение домашнего хозяйства, соблюдение национальных традиций и религиозных норм с успешной работой в классах, в которых в среднем по 30 человек, - добавляет Алихан. - Тем не менее качество образования растёт с каждым годом».
Лишние предметы
В Кабардино-Балкарии, столкнувшись с нехваткой молодых специалистов, гендиректор одной из крупных компаний по разработке программного обеспечения Мурат Алтуев инициировал проект дополнительного преподавания математики студентами столичных вузов.
«Низкое качество школьного образования - это проблема подготовки кадров, - полагает он. - До того как начать проект со студентами, мы пытались заниматься повышением квалификации и поиском заинтересованных преподавателей среди местных жителей, но проект провалился. Хотя мы приглашали известных популяризаторов математики из Москвы и организовали курсы для действующих и будущих преподавателей математики. Интереса они не вызвали, и пришлось свернуть проект».
Председатель регионального отделения Межрегиональной ассоциации учителей математики Светлана Эштрекова полагает, что учителя просто перегружены бюрократической работой и подработками.
«Из-за невысокой оплаты труда они вынуждены заниматься репетиторством: отработали часы в школе, а потом ещё с учениками занимаются, чтобы заработать на жизнь», - говорит она.
Учебная программа, по её словам, часто несогласована, и в заданиях всероссийских проверочных работ встречаются темы, которые дети ещё не проходили, а это отражается на оценках. Кроме того, ученики, на её взгляд, перегружены лишними предметами, такими как ОБЖ, ведь о безопасности можно было бы рассказывать на классных часах, а не выделять для него уроки в сетке расписания.
Без репетиторов, считает Светлана Эштрекова, сейчас не обойдёшься. Содержание предметов обновляется, так что родители даже в начальных классах не всегда способны помочь детям разобраться в трудных вопросах, а для поступления в ведущие вузы дополнительные уроки берут даже в столице страны.
«Когда вводили ЕГЭ и ОГЭ, говорили, что это даст детям равные возможности. К сожалению, надежды не оправдались, и родителям приходится нести большие затраты», - признаёт учительница математики.
Репетитор лучше?
Недавний опрос сервиса по поиску работы SuperJob показал, что услугами репетиторов пользуются 43% учеников 10-11 классов, 34% девятиклассников и 27% семи- и восьмиклассников. Родители тратят на это в среднем 3000-3500 рублей в неделю.
По словам ученицы 11 класса Софьи Ивановой из Ставрополя, репетитор для подготовки к ЕГЭ нужен, чтобы повторить программу, начиная с пятого класса, и пройти темы, которые вообще не изучали, но задания по ним есть на экзамене.
«Но по русскому языку мы уже закончили школьную программу, и учитель сейчас на уроках готовит нас к ЕГЭ, - рассказала она. - А учитель истории должен преподавать «XX век», а не повторять с нами, например, материал по Древней Руси, потому что программа 11 класса ещё не пройдена, да и не весь класс сдаёт этот предмет. Поэтому я занимаюсь с репетитором».
Учитель и репетитор по истории и обществознанию, побоявшаяся назвать своё имя, говорит, что в ЕГЭ есть вопросы по героям Великой Отечественной войны, но в школьных учебниках этому периоду посвящено всего лишь две-три странички, поэтому обязательно нужно изучать дополнительный материал.
«Можно подготовиться и самому: купить справочник, посмотреть видеокурсы в интернете, скачать электронные пособия, порешать задания ЕГЭ на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), - рассказала педагог. - Кроме того, в школах обычно есть бесплатные консультации для подготовки к ЕГЭ, которые входят в обязанности учителя».
По словам репетитора, в день она проводит семь-восемь уроков и получает зарплату в 22 тысячи рублей с учётом классного руководства. На жизнь не хватает, поэтому приходится подрабатывать.
«Дискредируют с 1970-х»
Многие считают, что качество образования упало именно в последние годы, а раньше было намного выше. Учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем Татьяна Бойко из Минеральных Вод с этим не согласна.
«Советская школа действительно демонстрировала очень высокий уровень образования. Но тогда она была авторитарной: за неуспеваемость, частые прогулы, хулиганские выходки из школы могли запросто исключить. Хамить учителям было категорически нельзя, - напоминает педагог. - И это было очень-очень давно, в послевоенные годы, пожалуй. Потом страна пошла по пути «всеобщего среднего образования».
Она рассказала, как в конце 1970-х директорам ставили задачу обеспечить стопроцентную успеваемость, и удовлетворительные оценки на экзамене стали ставить даже двоечникам.
«Именно тогда начался долгий и болезненный процесс дискредитации учительской профессии и обесценивания аттестата о среднем образовании», - считает Татьяна Сергеевна.
Когда появились коммерческие вузы, мотивировать учеников стало ещё сложнее, по мнению педагога, потому что место в вузе богатым обеспечивали родители, а не знания. Статус учителей снизился, так как они стали низкооплачиваемым обслуживающим персоналом. А управлять образованием пришли менеджеры, никогда не стоявшие с указкой у доски.
«В середине нулевых государство спохватилось: в вузы стали массово приходить молодые люди, которые не знали ровно ничего, с трудом изъяснялись на родном языке и писали только «по-олбански». Что делать? Это же национальная катастрофа! Надо вводить какую-то систему контроля, всеобщую и независимую. И в 2008 году впервые был проведён ЕГЭ», - напомнила учитель.
С тех пор этот экзамен усовершенствовали, вопросов-угадаек в нём почти нет, контроль над процедурой ужесточили, и сейчас, по мнению Татьяны Бойко, ЕГЭ вполне объективно отражает знания учеников. Её собственные дети занимались с репетиторами, чтобы поступить в петербургский медицинский вуз.
Мнение эксперта
Репетитор по истории и обществознанию, преподаватель вуза Ольга Захарченко:
«В школе недостаточно уроков, чтобы хорошо сдать ЕГЭ по профильным предметам. Мне кажется, сама система обучения неверно построена. Экзамен с каждым годом усложняется, а время на подготовку сокращается, так как школьников нагружают по другим дисциплинам, которые они сдавать не будут.
На мой взгляд, надо упростить задания ЕГЭ и сделать специализацию в старших классах, чтобы дети больше времени могли уделять нужным для поступления в вуз дисциплинам».
Комментарий
Завкафедрой педагогики и психологии профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета Валерий Шаповалов:
«Качество образования зависит от качества деятельности преподавателей, а это сегодня является системной проблемой. Невысокие зарплаты учителей заставляют их соглашаться на дополнительную учебную нагрузку. Значительная часть учителей вынуждена работать на полторы ставки, четверть или даже треть - на две ставки, что отрицательно сказывается на их деятельности. По данным Росстата, самая низкая зарплата у учителей северо-кавказских республик, что никак не может стимулировать повышение качества их деятельности.
Почему выросла нагрузка? Потому что продолжает расти дефицит учителей, молодёжь не идёт учиться на педагогов. А те, кто получает педагогическую специальность, не желают работать в школе.
Незначительные масштабы мер социальной поддержки учителей на Ставрополье и в республиках Северо-Кавказского федерального округа не дают возможности изменить ситуацию и привлечь квалифицированные кадры в образование. Сегодня все активнее развивается репетиторство. Это «параллельная образовательная система», которая не противоречит законам, но её существование - это трагедия».
Точка зрения
Отец двоих школьников Александр Джамбатов (Ставрополь):
«Мой сын заканчивает первый класс и до сих пор с трудом читает. Говорят, что в первый класс нужно приходить уже умеющим читать и писать. Но в детском саду этому ребёнка не учили.
Учителя в начальной школе дают мизерные знания, и родители вынуждены часами заниматься с детьми дома. В то же время программа в начальных классах усложнена так, словно создана, чтобы процесс обучения вызывал отторжение и апатию.
Старшая дочь - в 11 классе, собирается поступать в медицинский вуз и вынуждена заниматься с репетиторами. В месяц мы отдаём им в среднем 15 тысяч рублей. И это притом, что в школе сознательно, в ущерб другим предметам, детям разрешают занимаются именно теми предметами, которые они собираются сдавать. Из-за этого пропадает универсальность школьного образования».