По некоторым данным, сегодня около 30 тысяч российских мальчишек и девчонок обучаются дома. Кто из них вырастет – гении или изгои?
Не дороже, чем школа
Приверженцев семейного образования пока все-таки не так уж много. И мало кому из них удаётся пробиться через стену непонимания. Жительница Георгиевска Екатерина Зинченко перевести своих сыновей на домашнее обучение так и не смогла. Школа была категорически против.
«Многие считают, что ребёнок вне школы вырастет изгоем, – говорит Екатерина. – Но, мне кажется, это вероятнее при нашей системе образования, да и качество знаний в ней оставляет желать лучшего».
А вот председатель родительского комитета СКФО Кира Моисеева 11 лет назад без проблем оформила домашнее обучение дочери, и до пятого класса девочка училась дома. Её прикрепили к школе в Пятигорске, экстерном сдавала контрольные работы, получая пятёрки. Занималась сама и немного с репетитором.
«Английский со второго класса у неё вела преподаватель лингвистического университета, и когда дочка пошла-таки в школу, все восхищались её произношением. За услуги репетитора, конечно, приходилось платить. Зато не надо было сдавать деньги на ремонт школы, классные нужды», – рассказывает Кира Моисеева.
В пятом классе появились сложные предметы, и по семейным обстоятельствам девочку всё же пришлось отдать в школу. По словам мамы, она спокойно влилась в коллектив. Сейчас уже окончила 11 классов.
Пятигорчанка Аня (назовём её так по просьбе родителей) перешла на домашнее обучение в третьем классе начальной школы. Её родителям, бабушкам-дедушкам надоело решать по вечерам после продлёнки странные задачки из современных учебников.
«У нас возникло ощущение, что программу усложнили, лишь бы оправдать растягивание обучения на 11 лет. Родители нашего класса писали заявление на имя директора с просьбой изменить программу, но не нашли понимания. А мы перешли на домашнее образование, – объясняет свой выбор папа Ани. – Дмитрий Медведев говорит, что бизнес и школа не совместимы, но на самом деле деньги там крутятся немалые. У нас была платная продлёнка. Мы платили за питание, покупали учебники и сдавали на нужды школы: на ремонт, на видеопроекторы и прочее. За год школа выкачивала из семейного бюджета по 40-50 тысяч рублей на одного ребёнка. А у нас подрастали второй и третий. И мы решили, что дешевле учиться дистанционно».
По закону дети с семейной формой образования должны в обязательном порядке сдавать лишь итоговую аттестацию в девятом классе. Но Аня, как и большинство таких ребят, регулярно пишет контрольные работы в школе. Это для самоуспокоения. Учит ребёнка мама, в своё время окончившая школу с золотой медалью. Когда её знаний не будет хватать, родители собираются нанять репетитора или оплатить дистанционные курсы с уроками по Интернету. Родители лишь сожалеют, что при семейном образовании не действует принцип «деньги следуют за учеником», хотя школы получают около 30 тысяч рублей в год на каждого ребёнка.
Тройка – не проблема?
Вот уже шесть лет, как ставропольчанка Ольга учит своих сыновей дома. Их у неё четверо. Когда подошло время старшего отправлять в школу, мама поняла, что по математике он опережает сверстников, а по письму – отстаёт. Она решила первый год позаниматься сама с ребёнком дома. К весне мальчик набил руку, и без проблем сдал диктанты по русскому языку. Родителям эта форма обучения очень понравилась, потому что ребёнок учился в удобном ему темпе.
«Школа нам выдавала учебники, но мы не штудировали их от корки до корки,– рассказывает Ольга. – Сын много читает, и у него врождённая грамотность, поэтому мы не зубрили правила по русскому языку. По математике он заканчивал учебник к середине года. Английский освоил с помощью компьютерных программ, по которым учатся дети в англоязычных странах. Он прочитал всего «Гарри Поттера» в оригинале».
Ни Ольга, ни муж не сидят дома с детьми. Ребята учатся сами. Лишь за пятилетним малышом пока присматривает няня. Старшие же занимаются, когда им захочется, иногда всего лишь 2-3 дня в неделю. Мама проверяет их знания с помощью тестов и разбирает ошибки.
«У второго сына появилась проблема с русским языком, и мы наняли репетитора. В школе, если бы он отставал, внутренняя мотивация потерялась бы. Даже за границей считают гениальным нашего выдающегося психолога Льва Выготского, который ввёл термин «зона ближайшего развития». Но она у каждого ребёнка своя, и учителю трудно заинтересовать всех учеников в классе. Одним будет всё известно и скучно, другим слишком сложно. Поэтому семейное образование более эффективно», – считает Ольга.
Вопрос о социализации перед четырьмя её сыновьями не стоит. Они учатся общаться дома, ходят в кружки и на секции, дружат со сверстниками на улице.
«Мои дети очень общительные и вежливые. Это стереотип, что без школы дети вырастают замкнутыми, – уверена многодетная мама. – Есть те, кто уходит на индивидуальное обучение из-за проблем с социализацией, но это не проблема семейного образования».
Оценки её дети получают только во время аттестаций. Контрольные каждого «домашнего» ученика школа хранит в отдельной папочке, и таких на всю школу штук шесть. У мальчиков Ольги иногда встречаются тройки. Но родители по этому поводу не тревожатся, потому что считают школьную программу перегруженной лишней информацией, которая не помогает системному познанию мира.
Идти в школу в старших классах сторонники домашнего образования смысла не видят. Всё равно все дети в 10-11 классах занимаются с репетиторами, без которых ЕГЭ сдать невозможно.
Мнение эксперта
Психолог Иван Вьюгин (Ставрополь):
«Дети на индивидуальном обучении не получают опыт адаптации, который дала бы им школа. А ведь этот опыт ребёнок потом использует в университете, в рабочем коллективе, во взаимоотношениях с противоположным полом. «Домашнему» ребёнку будет сложно общаться, налаживать контакты с окружающими людьми. А это, в свою очередь, будет негативно отражаться на самооценке. Если родители создают ребёнку тепличные условия, то в социуме у него могут возникать страхи, неуверенность в себе. При семейном образовании важно создавать или находить среду, где недостаток общения будет пополняться: водить на секции, в кружки.
Детям с физиологическими отклонениями и заболеваниями может быть показано домашнее образование. Но если у ребёнка гиперактивность, скованность, неуверенность в себе, стоит поработать с психологом, а не менять его окружение.
В то же время дома ребёнку более комфортно учиться, у него есть безопасное творческое пространство, где он может полнее раскрыть потенциал и получать больше знаний в интересующей его области. Родителям я советую более осознанно относиться к выбору формы образования, которая может серьёзно повлиять на судьбу ребёнка».
Комментарий
Завкафедрой педагогики и образовательных технологий СКФУ Людмила Халяпина:
«Особые образовательные потребности обычно имеют одарённые дети и инвалиды. И им больше подходит домашнее обучение по индивидуальному плану. Но тут есть свои риски. Например, подбор кадров. Если школьные педагоги проходят профессиональный отбор, постоянно повышают квалификацию, старшие учителя наставляют молодых и предостерегают от ошибок, то в условиях семейного образования преподают либо сами родители, либо репетиторы, возможно не имеющие достаточного опыта.
Ребёнок в школе проходит социализацию, то есть учится жить в обществе. При домашнем обучении такой опыт можно приобретать в учреждениях дополнительного образования, но он будет не таким богатым. Кроме того, школы руководствуются СанПиН, определяя нагрузку на учеников. Будут ли учитывать родители эти правила?
Не соглашусь с мнением некоторых родителей, что массовая школа может вредить. Я считаю, она даёт образование достаточно высокого уровня, и это подтверждают показатели ЕГЭ».
Точка зрения
Адвокат Иван Панченко (Ставрополь):
«Семейное образование приравнивается к частному и ведётся за свой счёт. Государство даёт возможность бесплатного образования, а родители выбирают сами. Аттестация детей на домашнем обучении остаётся бесплатной.
Региональные власти вправе ввести компенсацию родителям, которые обучают детей дома, только в качестве меры социальной поддержки за счёт средств субъекта Российской Федерации. Если дети не могут обучаться в школе из-за психофизических особенностей, к ним приходят учителя и обучают бесплатно.
Мне встречались люди, которые получали образование на дому. Они не могли находить общий язык с окружающими, были замкнуты на своих интересах. Выбор, конечно, за родителями. Лишь бы под предлогом домашнего обучения детей не втягивали в секты».