Банки, МФО, брокеры и страховые организации всё чаще оказываются в центре скандалов. На деле их предложения нередко оказываются заманчивой уловкой, а вместо обещанной выгоды клиенты получают дополнительные расходы из-за навязанных услуг. Куда жаловаться, если финансовые организации нарушают права потребителей, расскажем в проекте минфина Ставрополья «Знания для жизни».
Решили вопрос со страховой
Региональный центр финансовой грамотности сообщает, что в 2023 году жители Ставрополья написали больше 3 тыс. жалоб на разные финансовые структуры. Одним банки и микрофинансовые организации навязывали дополнительные платные услуги, другие были недовольны предложенными условиями реструктуризации своих долгов и рефинансирования займов.
Семья Александровых из Пятигорска несколько месяцев «воевала» со страховой компанией. После ДТП, которое случилось не по их вине, страховщики отказались выплачивать им полную денежную компенсацию. Обещали возместить только 30% от реальной стоимости ремонта. Недавно купленная, но изрядно помятая иномарка пылилась на стоянке несколько месяцев – ездить на ней было опасно для жизни. Прервать досудебную волокиту со страховой Наталье и Юрию удалось только после обращения к финансовому омбудсмену.
«Затяжные конфликты с финансовыми организациями случаются из-за недостаточного уровня финграмотности населения. Зная свои права и алгоритм работы финансовых учреждений – в том числе и страховых компаний - можно избежать таких рисков. Финансово грамотный гражданин знает, что его права защищают различные государственные органы, куда он может обратиться, если столкнётся с подозрительными предложениями», - объяснила координатор региональной программы повышения финансовой грамотности в Ставропольском крае Надежда Герасименко.
Когда поможет омбудсмен?
Доля жалоб ставропольцев на кредитные организации в 2023 году выросла с 52% до 58% в общей массе обращений, сообщил управляющий Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Георгий Тикунов.
В Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг регулятора можно направить претензии по работе всех легальных финансовых организаций: банков, бюро кредитных условий, страховых компаний, ломбардов, кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, брокеров и акционерных обществ.
Досудебные денежные споры между физлицами и этими структурами также может решить финансовый омбудсмен. В его компетенции входят вопросы, касающиеся денег и имущества.
В Региональном центре финансовой грамотности поясняют: если страховая компания не выплачивает страховку, стоит идти к омбудсмену, а если компания откажется оформлять полис ОСАГО, надо жаловаться на неё уже в Банк России.
Через омбудсмена нельзя компенсировать моральный вред или упущенную выгоду - только прямые убытки. Сумма, которую потребитель намерен взыскать с финансовой организации не должна превышать 500 тыс. рублей. Однако это ограничение не касается имущественных споров по ОСАГО. В иных случаях споры решает суд.
В ситуациях, когда потребителю не предоставили всю информацию об услуге, обманули, ввели в заблуждение, навязали дополнительные платные услуги или включили в договор условия, ущемляющие его права, поможет Роспотребнадзор. Больше о защите финансовых прав - на страницах «АиФ-СК» и сайте проекта «Знания для жизни» Fingram26.ru.