Если в детском саду ребёнок почти всегда бывает под присмотром взрослых, то в школе он становится самостоятельным, и у него впервые появляются карманные деньги - на проезд, на пирожок, на тетрадки. Можно ли этих средств лишать, стоит ли платить за оценки и какие инструменты помогут школьнику стать финансово грамотным, рассказали специалисты.
Семейные ресурсы - на всех
Каждый родитель рано или поздно должен ответить на вопросы, сколько денег стоит давать ребёнку, на каких условиях и в каком виде - картой или наличными. Некоторые также решают вопрос о том, нужны ли детям карманные деньги в принципе. Но у психологов ответ на этот вопрос однозначный - не просто стоит, а необходимо.
«Во-первых, это означает, что ребёнок - член семьи, и её ресурсы, в том числе финансовые, распространяются и на него тоже, - объясняет кандидат психологических наук Марина Гогуева. - По этой же причине лишать карманных денег не стоит - это сильное отвержение и отстранение от семьи. Можно лишать премиальной части, но не обязательных карманных денег, которые родители регулярно выдают ребёнку».
Вторая важная роль этих небольших средств - тренировочная. Как ещё ребёнку учиться обращаться с деньгами, если не на своих маленьких суммах, выданных родителями. От опыта, полученного в детском возрасте, во многом, как говорит психолог, зависит умение взрослого человека останавливаться в тратах и распределять ресурсы во времени.
«Мы часто видим, что люди во взрослом возрасте получают зарплату и тут же всю её «спускают», - говорит специалист. - Это связано с тем, что в детском возрасте у них по разным причинам не было возможности потренироваться с деньгами, развить свою финансовую грамотность. Карманные деньги позволяют ребёнку ставить безопасные эксперименты на небольших суммах».
Платить или не платить?
Современные дети многое измеряют деньгами и нередко предлагают родителям сделку: он приносит хорошие оценки за соответствующую плату. Они же сами часто говорят школьнику: учёба - это твоя работа. Однако психолог на вопрос, стоит ли платить за «пятёрки», отвечает категорично.
«За хорошие оценки платить нельзя. Денежная мотивация отбивает собственную мотивацию учиться. Ребёнку не понятно тогда, для чего и зачем он учится, зачем это всё надо. Родители переключают мотивацию и берут ответственность за успехи ребёнка на себя. Это им важно, а ему самому это становится не нужно», - поясняет Марина Гогуева.
А вот за работу по дому платить, по её мнению, можно. Но не за всю. То, что делает каждый член семьи для общего блага, должно выполняться бесплатно. Например, пылесосить, мыть посуду, помогать со стиркой, потому плодами такого труда пользуются все.
«Но если есть домашняя работа, которую родители выполнять не хотят и предполагают, что могут нанять кого-то для этого, то можно за это ребёнку заплатить. Допустим, за то, что он помоет машину или пострижёт газон, - приводит примеры эксперт. - К такой работе относится и занятие с младшими детьми. Часто родители заставляют старших заниматься с младшими, мол, «это же твой братик или сестричка». Но это, в первую очередь, сын или дочь родителей. Они их рожали для себя, а не для старшего ребёнка. Поэтому платить ему за такую работу няни, особенно если старший ребёнок в подростковом возрасте, можно. Тогда он чувствует, что к нему относятся серьёзно, он и свои поручения выполняет тоже более ответственно».
Балуя ребёнка деньгами, родитель должен понимать, что финансы не заменяют человеческие отношения в семье. Иначе в один прекрасный миг окажется, что подростку от взрослых ничего другого и не надо.
«Если родитель, когда ребёнок был маленький и нуждался в нём, откупался подарками, а потребность малыша во внимании не была удовлетворена, может оказаться, что, повзрослев, он не захочет сближения. Просто родитель больше не будет входить в зону его интересов. Надо выстраивать эмоциональные отношения с раннего возраста, чтобы потом не было финансового паразитизма», - рекомендует психолог.
Философский вопрос, надо учить ребёнка копить на будущее или жить сегодняшним днём, она не считает дилеммой.
«Важно и то, и другое, - говорит Марина Гогуева. - У родителя должен быть хороший уровень финансовой грамотности, и понимание разных видов трат. Должны быть и накопления, и сумма, за счёт которой можно ездить на море, ходить в ресторан или парк, и доля на другие расходы - на обучение, одежду, ремонт. Если родитель живёт от зарплаты до зарплаты, то и ребёнка научить финансовой грамотности будет сложнее».
Накопи себе сам
Мама двоих детей Светлана Исакова приучала сына и дочь правильно тратить деньги ещё до того, как они пошли в школу - отправляла в магазин за небольшими покупками. Сдачу им разрешалось забрать себе.
Характер у детей оказался разным. Если дочка расходовала всю сдачу сразу, либо в течение недели на леденцы, газировку и прочие сладости, то сын, спуская поначалу все монеты на безделушки, потом предпочёл их копить и менять на купюры. Узнав от мамы про банковские проценты, попросил положить деньги на счёт и копил ещё несколько лет.
Пополняли денежные ресурсы малыши не только со сдачи. Денежные подарки им делали бабушки и дедушки. Когда же дети пошли в школу, часть карманных денег, выделенных на школьное питание, они экономили. Дочь - чтобы тут же потратить на лак или колечко, сын - на игрушки и в копилку.
С домашним заработком ситуация у них оказалась разной. Некоторое время, пока младший в семье не ходил в детский сад, мама платила дочери за занятия с ним. Успехи были - малыш начал запоминать стихотворения и учить буквы. Однако родственники отругали женщину за то, что переводит отношения в семье на коммерческую основу.
«О советах психологов платить старшим за работу няни я не знала, - сожалеет Светлана. - В итоге малыш больше времени стал сидеть в планшете и «заработал» сколиоз».
Сыну с домашним трудом повезло больше. Он, по детским меркам, неплохо заработал, сдав старый металлолом со двора и макулатуру из сарая. Попросил положить всё это на счёт, который мама открыла для его накоплений, и на 12-летие купил себе планшет.
«Пока сын собирал средства на счёте, всё время интересовался, сколько процентов «накапало». Он воспитывал в себе силу воли, чтобы не потратить всё это впустую, и вознаградил терпение желанным подарком - лучшей иллюстрацией финансовой грамотности», - говорит мама.
Дочь к 18 годам копить так и не научилась, но зато с помощью интернет-магазинов освоила покупки со скидками и кешбэком по студенческой карте, и тратит более экономно, чем в детстве.
Учёный кот подскажет
Финансовой грамотности лучше всего обучаться на практике, считает и управляющий Ставропольским отделением Сбербанка Алексей Чванов.
«Детям необходимо пробовать самостоятельно использовать различные финансовые инструменты, - объяснил он. - Сейчас есть и детские карты, и банковские приложения, и виртуальные копилки, и обучающие программы, где в полуигровой форме рассказывается о финансах».
Пользоваться детской картой, уточнили в банке, можно с шести лет. Это современная и более удобная альтернатива карманным деньгам. Важно, что все операции по карте родители контролируют, видят где ребёнок платил картой. Они могут сами пополнять счёт и быстро его блокировать, если пластик попал в руки постороннего или потерялся.
«Пробудить интерес школьников к банковским картам помогает яркое оформление: многие дети – визуалы, поэтому мы сделали пластик красочным, и в августе этого года снова добавили к трём постоянным вариантам оформления - весёлый единорог, СберКот и смешные монстрики - дизайн с Чебурашкой», - рассказал Алексей Чванов.
Операции по такой карте может видеть и сам ребёнок в специальном банковском приложении.
«В мобильных приложениях ребёнок может открыть виртуальную копилку - аналог популярным ранее копилкам с прорезью для монет, - рассказывает управляющий отделением. - Копилок в приложении можно открыть несколько, что даёт школьнику право самостоятельно определять приоритетность целей и распределять сбережения.
Виртуальные наставники
Часто ребёнок обращается за различными советами к маме или папе как к самым близким людям в своей жизни. Иногда вопросы связаны с финансами, например, почему нельзя потратить все деньги сразу или как можно накопить на новые гаджеты. Однако родители не всегда знают, как донести информацию своим детям понятно. В таких случаях могут помочь цифровые наставники.
Ими могут выступать сказочные персонажи, такие как Сберкот, Смешарики и Фиксики. А в этом году к ним добавились герои советского мультфильма «Простоквашино». В понятной для детей форме они доносят информацию о важности накоплений, управлении собственным бюджетом и дают советы о том, как не попасть на уловки мошенников.