Примерное время чтения: 4 минуты
80

Деньги на «безопасный счёт». Как мошенники обманывают ставропольцев

Сюжет Знания для жизни
За полгода телефонные мошенники обманули ставропольцев три тысячи раз.
За полгода телефонные мошенники обманули ставропольцев три тысячи раз. freepik.com

Только за первую неделю июля преступники похитили у ставропольцев 75 млн рублей. В 2023 году общий ущерб от их действий превысил 700 млн рублей. По словам полицейских, жертвой мошенников может стать любой, кто пользуется смартфоном, соцсетями и онлайн-магазинами. Что нужно знать, чтобы не попасть «на удочку» телефонных аферистов, расскажем в проекте минфина Ставрополья «Знания для жизни».

Звонил «капитан полиции»

Ставропольские правоохранители с начала 2024 года зарегистрировали 3 тысячи случаев телефонного мошенничества. Чтобы ввести в заблуждение доверчивых граждан, преступники используют несколько отработанных схем. Они представляются полицейскими, сотрудниками спецслужб, банковскими служащими и под разными предлогами пытаются получить доступ к деньгам своей жертвы.

Как рассказали в региональном центре финансовой грамотности, нередко кибермошенники под видом лжеброкеров предлагают ставропольцам сыграть на бирже, обещая им баснословные дивиденды. Обман заключается в том, что преступники подделывают сайты известных банков или международных инвестиционных площадок. Люди вводят на сайтах-обманках данные своих карт и лишаются средств.

Однако наибольший ущерб жителям края причиняют звонки от подставных сотрудников ведомств и служб безопасности банков, сообщили в МВД края.

Житель Ставрополя Николай Воропаев так едва не лишился всех своих накоплений. Мужчине позвонили с неизвестного номера. Женщина на другом конце провода представилась капитаном уголовного розыска из Москвы и сразу огорошила его: деньги с личного счёта Николая сейчас переводят в подозрительные и, возможно, преступные организации.

«Я ехал за рулём и не сразу понял, о чём идёт речь. Со мной говорили грубо и быстро. «Капитан» угрожала, что если я срочно не переведу деньги на «спецсчёт», то меня будут судить, как соучастника, - вспоминает ставрополец. – Первая реакция была испуг – на тот момент у меня на карте лежала солидная сумма: я только закрыл вклад. Придя в себя, начал задавать уточняющие вопросы, пообещал связаться по этому вопросу с местными следователями и «полиция» быстро положила трубку».

Нападают на финансово безграмотных?

Иногда звонят не псевдополицейские, а попавшие в беду лжеродственники. По словам правоохранителей, преступники применяют эту схему уже давно. Причём сценариев такого мошенничества масса. Например, пожилой матери может звонить якобы спровоцировавшая аварию «дочь». Как правило, испуганная женщина в слезах просит у мамы большую сумму денег, чтобы «откупиться» от наказания. Доверчивая пенсионерка передаёт сумму курьеру и только потом понимает, что её обманули.

Начальник юридического отдела ставропольского отделения Банка России Павел Филь отмечает, что за последний год пострадавшие от телефонных аферистов значительно помолодели. В 2023 году объектами их преступлений чаще становились женщины от 45 до 64 лет, а теперь от 24 до 44. Связано это с тем, что мошенники действуют не только через звонки. Они адаптировались под более молодую аудиторию, которую находят в соцсетях или на маркетплейсах и взламывают страницы и профили.

«Незнание основ финансовой грамотности и безопасности – главная причина, по которой люди попадают под влияние телефонных мошенников и теряют свои средства, - объяснила координатор региональной программы повышения финансовой грамотности в Ставропольском крае Надежда Герасименко. – Аферисты используют угрозы, шантаж, давление, манипуляции, запугивание и другие приёмы социального инжиниринга. Услышав подозрительное предложение или обещание быстрого обогащения, нужно сразу прервать разговор и не совершать необдуманных поступков».

По словам эксперта, не стать жертвой преступника помогут простые правила: не перечислять деньги посторонним, не передавать им коды из СМС и не заниматься инвестициями, не имея специальных знаний.

Кроме того, уточняет Надежда Герасименко, стоит позаботиться о своей безопасности в интернете. Аккауты в соцсетях и на Госуслугах должны иметь сложные пароли и двухфакторную аутентификацию. На номер можно установить услугу «Антиспам», чтобы блокировать шкал звонков от мошенников. Переходить по сторонним и сомнительным ссылкам нельзя, а оплачивать интернет-покупки следует только отдельной картой, на которой хранится минимально необходимая для этого сумма.

Подробнее о том, как противостоять телефонным мошенникам, читайте на страницах «АиФ-СК» и сайте Fingram26.ru.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах