Доходы местных бюджетов из-за коронавирусного кризиса упали, а расходы на противоэпидемические меры выросли. Муниципалитеты округа залезают в долги: за полгода набрали 332,5 млн рублей кредитов. Но от планов по благоустройству отказываться не спешат. Ситуацию изучил «АиФ-СК».
Самые расточительные
Муниципальные долги в СКФО, по данным Минфина России, на первое октября достигли 8,297 млрд рублей. Половину этой суммы задолжали города, округа и районы Ставрополья. На втором месте по кредитной нагрузке - муниципалитеты Дагестана, на третьем - Северной Осетии.
«Краевая столица реализует крупные проекты, от которых не может отказаться, так как это часть национальных проектов. Например, масштабная реконструкция Комсомольского пруда, строительство двух детских садов, реконструкция хореографической школы», - объясняет министр.
Большая долговая нагрузка, по её данным, также в Пятигорске и Кисловодске, который стал гораздо больше средств тратить на благоустройство и содержание новых цветников и газонов. Он тоже брал в этом году кредит - 160 миллионов рублей.
«Нам бы хотелось, чтобы эти три города долги больше не наращивали, - говорит министр. - Мы рекомендуем им принимать сбалансированные бюджеты и потихоньку расплачиваться».
Кто не успел, тому простили
В целом ситуацию с долгами муниципалитетов на Ставрополье Лариса Калинченко не считает критичной, особенно на фоне закредитованности краевого бюджета, долг которого уже превышает 50% поступлений. Между тем именно край помог городам, округам и районам пережить сокращение их доходов, пока малый бизнес простаивал из-за пандемии и был освобождён от арендной платы и налогов.
Регион увеличил дотации местным бюджетам: весной передвинул выплаты с конца года на начало, а летом увеличил дотации на 800 миллионов рублей. Большая часть уже распределена, а оставшиеся 250 миллионов муниципалитеты получат в ноябре. Тем, кто обходился без дотаций, край предоставил бюджетные кредиты под 0,1% годовых в общей сумме на 185 млн рублей и всех освободил от штрафов за несвоевременно освоенные целевые средства, полученные из регионального и федерального бюджетов. «Таких штрафов муниципалитеты должны были заплатить почти 160 млн рублей, - говорит Лариса Калинченко. - Мы решили их простить».
Некоторые муниципалитеты легко перенесли падение доходов за счёт остатков прошлого года и не сокращали расходы. Это Ипатовский и Изобильненский горокруга, Труновский, Красногвардейский и Шпаковский районы. А вот Благодарненский и Советский горокруга урезали траты на 5%. В Благодарном отсрочили благоустройство зоны отдыха на озере, а в Зеленокумске перенесли на следующий год строительство кинотеатра.
В среднем по краю муниципалитеты сократили расходы на 2,5%, сэкономив в общей сложности 650 миллионов рублей.
Меньше всего потеряли в доходах Александровский, Арзгирский, Андроповский и Предгорный районы. Первые три - потому что их бюджеты формируются преимущественно за счёт сельского хозяйства, которое не прекращало работать. А Предгорный район быстро восстановил доходы благодаря оптовому рынку, расположенному на его территории.
У муниципалитетов не так много вариантов покрытия дефицита бюджета, когда доходы падают. «Один из самых дешёвых источников - бюджетные кредиты - говорит экономист Оксана Ступникова. - Но региональные бюджеты не всегда могут удовлетворить потребности муниципалитетов. Ещё один выход - выпуск облигаций. Однако к нему прибегать не рискуют, поэтому берут кредиты в банках».
Местные бюджеты, напоминает эксперт, наполняются в основном за счёт земельного налога и НДФЛ, и остаются в подавляющем большинстве дефицитными, поэтому не могут существовать без трансфертов: дотаций, субвенций, субсидий. «С точки зрения развития федерализма и местного самоуправления, это не очень хорошо, и в перспективе нужно усиливать долю собственных доходов муниципалитетов», - полагает Оксана Ступникова.
В свою очередь, политолог Екатерина Агеева напоминает, что с 1 июля ужесточён контроль за доходами малого и среднего бизнеса, от которых зависят местные бюджеты.
«Будет ли эта мера эффективной, покажет время,- говорит она. - Часто микробизнес, даже готовый работать прозрачно, сталкивается с явным превышением расходов над доходами, но при этом, например, получить кредит оказывается очень сложно. Поэтому, на мой взгляд, задача наполнения бюджетов должна решаться комплексно – и государством, и органами местного самоуправления, и банками, и бизнесом».