Самые мутные тендеры в России организуют власти Чечни, как следует из Национального рейтинга прозрачности закупок за 2021 год. Чуть лучше ситуация в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Что не так с госзакупками в этих регионах, выяснял «АиФ-СК».
Победитель с фейковым кодом
Чечня в рейтинге прозрачности госзакупок, который ежегодно составляет негосударственный исследовательский аналитический центр, была на последнем месте и в прошлом году. Северная Осетия скатилась с 78-й позиции на 84-ю, а Кабардино-Балкария рухнула с 58-го на 82-е место.
Эксперты оценивают информацию о тендерах и контрактах, опубликованную на специальном сайте, по 43 критериям. Учитывается среднее количество поставщиков, допущенных к аукционам, число поданных заявок, доля закупок по наименьшей цене и другие показатели. Отклонение всех заявок, например, по мнению экспертов, говорит о намеренных ошибках в техзадании или завышенных требованиях с целью перейти к упрощённой процедуре без лишних конкурентов.
За конкурсными процедурами следят ФАС и прокуратура, но в Чечне, оказавшейся в хвосте рейтинга, эти структуры особого рвения не проявляют. Зато реагируют антимонопольщики из других регионов. Например, ростовское УФАС отменило закупку 10 ламинаторов для чеченского МВД общей стоимостью более миллиона рублей. Пожаловался предприниматель, заявку которого отклонили. Он предлагал китайскую технику, преимуществом его конкурента посчитали технику якобы российского производства. Однако, как выяснилось, указанного победителем кода в реестре российской продукции не существует.
Есть и другие уловки, которыми пользуются недобросовестные участники закупок. «Некоторые контрагенты сбивают цены настолько, что для остальных участников аукциона поставка становится экономически нецелесообразной, - говорит представитель «Центра общественного контроля и мониторинга в сфере госзакупок» Станислав Мурашкевич. - С Северного Кавказа поступали жалобы от предпринимателей на условия закупок медицинских изделий - памперсов для инвалидов и гигиенических одноразовых масок».
Запчасти класса люкс
В Северной Осетии прокуратура Затеречного района Владикавказа предостерегла автобазу администрации главы и правительства республики от приобретения шести роскошных машин - двух чёрных внедорожников Toyota Land Cruiser 300 и шести белых легковушек Toyota Camry общей стоимостью 31,5 млн рублей. Однако республиканская прокуратура провела проверку и признала цены контрактов вполне обоснованными.
Аукциона как такового не было, контракт заключён по единственной заявке с автоцентром из Московской области. И на этом обновление автопарка не остановилось. Правительство заказало ещё и минивэн Mercedes-Benz V250 за 8,96 млн рублей.
Вопросы к закупкам иномарок были и в Кабардино-Балкарии. «Муниципальные образования приобретали в этом году автомобили Toyota Camry, но они объяснили, что им нужно заменить бронированные машины той же марки, закупленные около 10 лет назад, когда в республике нередко покушались на сотрудников органов власти и правоохранительных структур, - рассказал руководитель регионального исполкома ОНФ в КБР Евгений Бакаев. - Машины решили заменить на новые, но той же фирмы, чтобы можно было использовать старые запчасти и комплектующие».
Активисты ОНФ в Кабардино-Балкарии постоянно мониторят госзакупки, но сейчас их внимание сосредоточено на точности исполнения контрактов по национальным проектам и госпрограммам: по благоустройству городской среды, строительству физкультурно-оздоровительных комплексов, фельдшерско-акушерских пунктов, поликлиник, больниц.
«Мы находим закупки, смотрим, состоялись они или нет, изучаем техническую документацию, чтобы понять, какой объём работ должен быть выполнен, - пояснил Евгений Бакаев. - Потом выезжаем на объекты и контролируем сроки исполнения, выявляем недочёты, фиксируем на фото и направляем заказчикам работ - органам власти».
Стоимость контрактов, по его словам, во время аукционов, как правило, не снижается, а в процессе реализации даже растёт. При этом требования госзакупок бывают настолько жёсткими, что отбивают у предпринимателей охоту участвовать в тендерах. Такая ситуация в КБР сложилась, например, с контрактами на отлов и стерилизацию собак.
В свою очередь, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Северной Осетии Руслан Цагараев сетует, что система закупок оттягивает начало работ. «Сейчас в республике с опозданием идёт строительство детских садов. Их должны были сдать в конце 2021 года, но подрядчики ещё ведут внутреннюю отделку, - рассказал он. - Причина в том, что к стройке приступают летом, когда пройдут все закупочные процедуры и поступят бюджетные средства. Понятно, что за полгода объект не сдашь. Так что система закупок - палка о двух концах: надо чтобы и процедуры соблюдались, и цены не завышались, и чтобы подрядчики делали всё в срок и качественно».