Примерное время чтения: 4 минуты
1418

Взлетит как орёл. В Ингушетии хотят выпускать дроны с уникальным двигателем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-СК 12/10/2022
Дауд Мержоев работал над своим двигателем с 1987 года.
Дауд Мержоев работал над своим двигателем с 1987 года. / Ибрагим Цураев / Из личного архива

Ингушский изобретатель Дауд Мержоев создал необычный двигатель. Разрабатывал его с 1987 года, постоянно улучшал и модернизировал. Теперь в республике планируют наладить производство беспилотников с этим мотором. Подробнее - в материале stav.aif.ru.

Распечатали на принтере

Двигателем Дауда Мержоева заинтересовались в Центре инновационных разработок Ингушетии, который открылся в начале этого года. На основе уникального агрегата собираются производить беспилотники, в том числе для военных целей. Проект назвали «Эрзи», в переводе с ингушского «орёл». Конструкторско-инженерное бюро возглавит сам Мержоев.

«Участвовать в проекте готовы 12 инвесторов. Наша компания уже вложила около 1 млн рублей. На эти деньги мы распечатали на 3D-принтере объёмную и полноразмерную модель двигателя. Через месяц планируем организовать пресс-обзор», - рассказал один из партнёров проекта Ибрагим Цураев
 
Детали, по его словам, будут отливать из специальных сплавов, что даст летательным аппаратам преимущества перед существующими аналогами. Например, они смогут подниматься в воздух на высоту до 15 километров. 

«Для выпуска беспилотников нужно создать несколько разных заводов. Один будет производить двигатели, второй - остальные детали, третий - софт. Для начала нужно запустить моторный завод. Наше обязательное условие - чтобы он находился в Ингушетии», - добавил Цураев. 

Он считает, что двигатель Мержоева можно использовать не только для беспилотников, но и любых транспортных средств, генераторов электричества. Разрабатываются варианты агрегата для применения в открытом космосе. 

На площадке центра уже действуют восемь резидентов - местные компании, организации из Москвы, Питера, Тулы, Томска, Брянска и других городов со своими ценными наработками. Они создают программное обеспечение, новейшие батареи на химических реакциях, системы рулевого управления и многое другое, что понадобится для производства дронов. 

Никакого трения

64-летний Дауд Мержоев родом из села Хурикау в Моздокском районе, который ранее входил в состав Чечено-Ингушетии. Учился в школе-интернате №1 Моздока и увлекался самолётами, ходил в авиамодельный кружок. 

«Я очень мечтал стать лётчиком. Окончив восемь классов, планировал поступить в Армавирское лётное училище, но меня забраковали по состоянию здоровья. Тогда выбрал Тамбовский институт химического машиностроения», - вспоминает Мержоев. 

На четвёртом курсе он начал работать инженером. Перевёлся на вечернее отделение. Открыл технический кружок: студенты собирались в подвале общежития, обсуждали свои идеи, конструировали мини-трактор, вездеход и другие виды транспорта. В то же время Дауд ходил в местный авиаклуб и летал на спортивных самолётах «Як-51». 

«В 1987 году в газетах появилась информация о необычном американском самолёте «Вояджер», который совершил кругосветный полёт вокруг Земли вдоль её экватора. Тогда я со студентами задумались о том, как побить рекорд американцев. Начали моделировать небольшие самолёты из дерева. Вот только подходящих двигателей не было, в Советском Союзе их тогда попросту не выпускали. А нужен был долговечный, лёгкий и экономичный мотор», - рассказывает Дауд Хусейнович. 

К 1989 году инженер и его студенты, изучив техническую литературу и патенты, определились с компоновкой двигателя, начали разрабатывать чертежи. Воплотить идею в жизнь тогда помешал распад Советского Союза. Мержоев вернулся на Северный Кавказ и продолжал работать над задумкой самостоятельно. Улучшал двигатель, старался сделать его максимально эффективным. 

«Я убрал все детали, которые вызывали лишнее трение и уменьшали КПД двигателя. Из них оставил только поршень, вал отбора мощностей и клапан. Получился однотактный двигатель внутреннего сгорания с КПД до 65%. Это очень хороший показатель», - говорит изобретатель. 

Избавившись от лишних деталей, он сумел также снизить вес мотора в 2-2,5 раза. При мощности в 550 лошадиных сил двигатель Мержоева весит всего около 168 кг. Его можно модернизировать и установить на любой вид транспорта, включая круизные лайнеры. В этом случае машинный зал судна уменьшится в два раза, уверен инженер. 

«У меня пятеро детей. Младшему сыну Асфату 20 лет. У него очень пытливый ум. Интересуется моими разработками, постоянно мне что-то подсказывает, изучает все чертежи. Хочет дальше работать со мной», - делится Дауд.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах