Эти люди живут рядом с нами. Но как бы параллельно. Большинство стараются не замечать ни их самих, ни их проблем.
– Я совсем одна, никто мне не помогает, 7 лет рядом никого, – с грустью рассказывает Лариса Светличная. – Старшая дочь помогать пока не может, а младшей – Ангелине – 11 лет. У неё ДЦП в тяжёлой форме...
Руки и ноги
– Сегодня я – её руки и ноги, – говорит Лариса. – Сейчас главное – чтобы состояние улучшилось.
Пока девчушка посещала специализированный детсад, мама всё время работала, но уже несколько лет не может этого себе позволить. В третий раз она отдаёт Ангелину в первый класс специальной коррекционной школы, но боится, что девочку не примут в учебное заведение, если по-прежнему не будет динамики в развитии мелкой моторики. А для этого нужна хорошая реабилитация, с чем в крае, как оказалось, проблемы.
Всё для людей
На первый взгляд, всё делается, государство в лице минздрава, соцзащиты, Фонда соцстраха (ФСС) помощь предлагает.
– В городские реабилитационные центры записываются на цикл с раннего утра, не всегда есть возможность выстоять очередь, да и бывать там можно пару раз в год. А таким детям, как Ангелина, лечение, внимание требуются каждый день, каждый час, – говорит в отчаянии Лариса.
Остаётся санаторно-курортная терапия. Но и здесь загвоздка.
– В санаторий большая очередь. Дают путёвки только на зиму, осень, весну, я отказываюсь, так как отсутствуют условия для колясочников. Последний раз мы были в этом санатории в Пятигорске в 2008 году и зареклись туда ездить. Говорят, за 5 лет там многое поменялось в лучшую сторону, не спорю, и раньше были прекрасные специалисты по лечебной физкультуре и логопеды. Но детей с процедур приходится носить на руках, в день по несколько раз, от такого «отдыха» ещё больше устаёшь, – говорит Лариса.
Самым эффективным в СНГ курортом для лечения детей с ДЦП считается Евпатория (Украина). Туда приезжают медицинские светила-ортопеды из-за границы. Но получить путевку в санаторий, где действительно могут помочь, Светличной не удалось. А купить – возможности нет. За 21 день лечения в детском неврологическом санатории требуется 76 тысяч рублей. Лариса растит Ангелину одна. Муж, не выдержав трудностей, пять лет назад из семьи ушёл. Собрать такую сумму ей, безработной, не под силу. Вся надежда на спонсоров.