Был ли у ингушей обычай отрекаться от серьёзно провинившихся родственников?
Что в таких случаях делал сам виновник?
«Когда ингуши исповедовали язычество, у них не было устоявшегося обычая отрекаться от родственников, совершивших серьёзные проступки, - говорит профессор кафедры ингушской литературы и фольклора Ингушского госуниверситета Магомед-Башир Матиев. - Такое происходило редко».
Он пояснил, что в старину из-за своей немногочисленности тейпы (фамильные объединения) не изгоняли провинившихся. Набедокуривший человек сам покидал родные места. Он мог перебраться и в соседние регионы - Чечню, Грузию и Осетию. Некоторые селились даже в Турции.
«В частности, считалось предосудительным жениться на дочери приютившего тебя человека или украсть у него что-то», - рассказал Матиев.
Изоляция виновного была связана с принципом коллективной ответственности за члена тейпа. Например, пострадавшая сторона могла требовать моральную компенсацию за убитого, осадив село виновника. Выкуп сообща выплачивали близкие преступника.
«После прихода ислама в Ингушетию принцип коллективной ответственности перестал действовать, так как мусульманин всегда сам отвечает за свои поступки», - добавил профессор.
«У бандитов один итог». В Ингушетии ликвидировали 4 боевиков, 2 задержали
Глава Ингушетии сообщил о потерях среди боевиков, напавших на полицейских
Подстрелили на заборе. Кого из соседнего региона поймали чеченские силовики
Пойманный в Чечне преступник укрывал убийц трёх полицейских в Ингушетии