30 октября - день рождения Анны Смирновой (псевдоним Марли), русской музы движения Сопротивления, первой женщины-барда, мисс России за рубежом, дважды кавалера ордена Почётного Легиона. Авторские песни ровесницы революции 1917 года исполняли Морис Шевалье, Эдит Пиаф, Ив Монтан.
Нити судьбы Анны Юрьевны из далекого зарубежья ведут в Кисловодск, об этом рассказала журналисту «АиФ-СК» директор кисловодского театра-музея «Благодать» Валентина Имтосими, которая дважды встречалась с героиней Франции.
В приюте отшельника
«Об Анне Марли я впервые услышала лет 20 назад в эмигрантских кругах, когда работала с материалами о Шаляпине. Она была не только знакома с певцом, но, будучи юной балериной, выступала вместе с ним в Париже и других европейских столицах.
В том, что наша встреча состоялась, большая заслуга моего супруга, профессора Александра Портнягина. В то время он преподавал в университете США. И вот 2005 год. Анна Марли переехала на Аляску, чтобы быть поближе к России. О том, с какими трудностями мы с мужем добирались туда, можно написать целую книгу.
Бревенчатый дом, где она жила, иначе как приютом отшельника не назовешь. Вокруг дремучий берендеевский лес. На стене дома табличка: «Осторожно, медведи!» Я спросила у неё, для кого это предупреждение. Она ответила: «Пусть американцы знают, что здесь живёт русский человек».
В доме всё устроено традиционно по-русски: большой иконостас, половички, хохлома. Анна Юрьевна встретила нас очень тепло, хлебосольно. Мы не могли наговориться, затворница оказалась общительной и остроумной», - делится Валентина Имтосими.
Самым дорогим подарком для Анны Марли оказался посвящённый ей романс «На крыльях осени» Елены Камышиной, написанный в Ростове-на-Дону. Жительница Аляски передала гостям из Кисловодска свои личные вещи, которые ей очень дороги, для экспозиции музея.
Через год Валентина Петровна снова отправилась на Аляску. Итогом интересных встреч стала книга об Анне Марли «Когда я вернусь в Россию» и спектакль в традициях русской эмигрантской сцены «В мечтах я с Россией».
Уроки у Сергея Прокофьева
«У нас отовсюду звучит голос Анны Юрьевны, а её вещи рассказывают о ней», - добавляет моя собеседница.
Вот семейный альбом, в котором не последнее место занимает няня Наталья. Именно она подарила юной Анне гитару на Рождество и увела её в мир авторской песни. «Я давно мечтала иметь гитару, ещё в школе соорудила дощечку, натянула на неё резинки и вечером в дортуаре перебирала их под одеялом, вслушиваясь в дребезжание», - вспоминала Анна Марли.
А когда в 1930 году семья переехала в Канны, гитаристка познакомилась с Сергеем Прокофьевым и его женой-испанкой. В то время Анна уже сочиняла короткие песенки на французском. Считая девочку музыкально одаренной, композитор посвятил её в тайны гармонии и теории музыки.
В музее привлекает внимание портрет атамана Матвея Платова, который всегда стоял на рабочем столе Анны Марли. Это её знаменитый предок по материнской линии, который воевал и на Кавказе. Настоящие реликвии - молитвенник, икона Серафима Саровского, авторские пластинки, перчатки, веера. На почётном месте - гитара. Ещё одна хранится в доме инвалидов в Париже.
Ввела моду на танго
«Все знают особняк конезаводчика Николая Лежнева в Кисловодске. Когда мы были в Буэнос-Айресе, то услышали, что русский с такой фамилией помог Анне Марли организовать театр. Я сразу же подумала о нашем Лежневе, уточнила, и оказалось, что это он», - продолжает Валентина Петровна.
Это ещё одна ниточка, которая связывает Анну Марли с Кисловодском. После европейских мытарств, последовавших за революцией 1917 года, Лежнев с супругой переехал в Буэнос-Айрес. Он был большим ценителем искусства и оказал финансовую поддержку при создании «Музыкального театра Анна Марли», открывшегося в 1949 году.
Ее русской душе оказались близки аргентинские песни и танцы, она пошла в рабочие кварталы для изучения национальных мелодий. Так в репертуаре Анны появилось аргентинское танго. Любопытно, что богачи, презиравшие этот танец, через несколько лет заразились им и воспринимали как моду, навеянную Францией.
Парижская мисс Россия
Куда бы девушка ни приезжала, везде оставляла яркий след.
В Париже девушка, будучи не новичком в балете, занималась в студии Матильды Кшесинской.
«Через студию Кшесинской проходили корифеи русского зарубежного балета, освещённые ореолом славы. Они ослепляли нас своими волшебными фуэтэ, арабесками… Ах, если бы только я могла этого достичь быстро! Но моя фантазия и нетерпение часто мне мешали», - писала Анна.
Однажды она получила приглашение в турне по Европе. У русского балета Парижа были большие амбиции. В репертуар вошли даже две оперы -«Князь Игорь» и «Борис Годунов» с участием Шаляпина.
Но победила гитара. Марли приглашали петь на обеды, русские балы, во французские клубы. Морис Шевалье попросил Анну написать для него песню о любви, не похожую на другие. Параллельно с выступлениями она брала уроки пения в консерватории Ксении де Дараган.
Ярким событием её жизни стали выборы мисс России на чужбине в 1937 году, когда авторитетное жюри, в которое входили балетмейстер Серж Лифарь, художник Константин Коровин, режиссёр Владимир Немирович-Данченко, отдали пальму первенства Анне. Её удостоили титула вице-мисс, а так как обладательница главного титула заболела, первое место перешло к Марли, которая представляла зарубежную Россию в национальном наряде на конкурсе «Мисс Европа» в Алжире. В подарок об этом девушка получила браслет с высеченной датой события.
Бои под Смоленском
Вторая мировая война отразилась и на жизни нашей соотечественницы, которая примкнула к движению Сопротивления в Англии. Песня Анны Марли, ставшая неофициальным гимном Франции и второй по значению после «Марсельезы», на самом деле посвящена смоленским партизанам.
В Англии девушка выступала в концертной программе и ей на глаза попалась газета, где на первой полосе сообщали, что к Смоленску подходят немцы, идут страшные бои, партизаны сражаются с врагом. Она взяла в руки гитару и родилась строчка: «От леса до леса дорога идёт вдоль обрыва». Анна написала марш партизан на одном дыхании, зимним вечером 1942 года.
«Одним порывом, как крик сердца, во мне рождается однозвучная, пронизывающая, волевая песня-марш», - отмечала она.
Мелодия стала популярной благодаря радио и выступлениям автора перед военными. Позднее Шарль де Голль, вручая ей орден Почётного легиона, сказал, что она сделала из своего таланта оружие для Франции. Вторым таким же орденом её наградил Франсуа Миттеран.
Знаменательное выступление Анны Марли состоялось в Лондоне в советском посольстве в 1943 году перед военными, куда её пригласили два русских офицера. С ними она познакомилась на автобусной остановке, её всегда тянуло к русским. И вот на роскошном лимузине с неразлучной гитарой Анна прибыла на территорию своей родины. Причём девушка даже не подозревала, где оказалась, и узнала об этом позднее. Она пела свой новый патриотический марш «Прощай, Москва», а потом всех захватил ритм танца.
Баллада для Эдит Пиаф
Париж вернулся к мирной жизни, Анна выступает на радио и в концертах. Как-то Ив Монтан посоветовал барду показать Эдит Пиаф свою новую песню «В три такта», потому что это её жанр. Известная певица пела в фешенебельном клубе на Елисейских Полях. В антракте Анна увидела хрупкую фигурку Пиаф, гримирующуюся перед зеркалом. Звуки гитары Марли привлекли внимание Эдит.
«Вы создали настоящую народную балладу», - заявила певица и взяла песню в свой репертуар. Она исполняла её с большим успехом и даже на бис.
«Анна Юрьевна собиралась переехать жить к нам в Кисловодск и уже был куплен для неё билет. Достойную встречу нашей известной соотечественницы готовили вместе с нами Совет Федерации, Госдума, управление делами президента.
Я с грустью смотрю на билет в Россию, которым она так и не воспользовалась из-за кончины, на домик, который подыскала для неё в Кисловодске. Но меня утешает мысль, что она вернулась к нам в другой, духовной ипостаси», - уверена Валентина Имтосими.