Каждый приезд Фёдора Шаляпина на Кавказ – яркая страница его биографии. Здесь он выступал и общался, купался в лучах славы, а порой с ним случались ЧП и курьёзы. Никто об этом не расскажет лучше кисловодского краеведа, автора объёмной книги «Шаляпин на Кавказе» Бориса Розенфельда. С ним журналист «АиФ-СК» пообщалась накануне дня рождения знаменитого певца, 13 февраля.
Не та партитура
«В 1899 году великий бас впервые гастролировал на Кавминводах с оперной труппой Георгия Любимова-Деркача. Выступления прошли с оглушительным успехом, и Фёдор Иванович получил приглашение на следующее лето», – говорит Борис Матвеевич.
На одном из спектаклей случился казус, о котором потом написал журнал «Театр и искусство». Зал был полон, шло представление, но Любимов-Деркач не находил себе места. У него была всего одна партитура «Бориса Годунова», которую он отдал дирижёру. А суфлёру дал листы из «Аиды». На самом деле Фёдор Иванович свою партию знал и выступил безупречно.
Пропуск для почтальона
Благодаря почтовому конверту, на котором артист написал адрес, известно, что он жил на улице Померанцевской, 25. Сейчас этот дом стоит на углу улиц Ленина и Ходжаева.

Однажды Борис Розенфельд познакомился со старым почтальоном, который в юности приносил артисту письма и получил от него пропуск на концерт. Долгие годы он бережно хранил листок от Шаляпина: «Пропустить на сцену».
А в 1950-е почтальон пришёл в тот же театр на встречу с дочерью певца, Ириной Фёдоровной, и подал контролёру пропуск от Шаляпина. Его пустили. Уникальный «билет» посыльный подарил дочери артиста для будущего музея.
В другие годы певец останавливался в гостинице «Гранд-Отель», на даче Ушаковой, в пансионе Ганешина, гостинице Курзала.
Публику поразила эпидемия
В 1904 году артист блистал на Кавминводах в партии Алеко одноимённой оперы Рахманинова. Певец гримировался под Пушкина, чтобы провести параллель между поэтом и главным героем поэмы «Цыганы». Когда в прессе зазвучали противоречивые отзывы о постановке, интерес публики накалился, и она всю ночь штурмовала Курзал, пока не вывесили объявление, что билетов нет. Хотя они до этого на все спектакли продавались уже по завышенным ценам – кресло в первом ряду стоило 15 рублей. Ажиотажем вокруг Шаляпина ловко пользовались барышники и брали по 100 рублей за место.
С 20 июля по 10 августа Федор Иванович пел в девяти разных операх. Публика словно сошла с ума, и на Водах шутили, что врачи бессильны перед новой эпидемией – «шаляпинизмом».
8 августа Шаляпин на своём бенефисе пел Мефистофеля в «Фаусте». В первом акте произошло ЧП. Мефистофель на народном празднике становится на табурет, чтобы достать кружку с пивом. Но едва певец оказался на высоте, как табурет сломался, и артист упал. Шаляпин сильно ушиб ногу и не смог продолжить выступление. В тот вечер он с трудом поднялся на верхний этаж Курзала в гостиничный номер.

23 августа 1915 года Шаляпин оказался в числе зрителей антрепризного спектакля «Демон», который показали на сцене открытого театра, напротив главного входа в Курзал. Главный герой феерично появлялся в каменной нише за мостом, ведущим к Крестовой горе. Позже этот рукотворный грот назвали пещерой Демона. Шаляпина восхитила идея, и он хотел сыграть в таком же спектакле, но не довелось.
Последний концерт артиста состоялся в Курзале 27 августа 1917 года, когда Кисловодск заполонили богачи, которых великий бас именовал «хамами».
В одном писем жене Иоле Торнаги певец признаётся: «Ты не можешь представить себе, как я ненавижу эту толпу дураков, которые переодеваются по три раза в день, прогуливаются по парку и, кажется, тоже умирают от скуки. Видно, я с каждым днём старею. Мне совсем теперь не нравится толпа. Мне не хочется больше пить с ними, глядеть на них».