Примерное время чтения: 12 минут
545

«Поняла боль молодых». В прокат вышел фильм «Тембот» дебютантки из Нальчика

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-СК 01/03/2023
Начинающему режиссёру было трудно работать с непрофессиональными актёрами.
Начинающему режиссёру было трудно работать с непрофессиональными актёрами. / Андрей Кречетов / Кинокомпания «Пионер»

Мастерская Александра Сокурова в КБР выпустила целую плеяду начинающих режиссёров, в том числе двух призёров Каннского кинофестиваля Кантемира Балагова и Киру Коваленко, покинувших Россию из-за спецоперации. Их сокурсница Тина Мастафова, первая полнометражка которой вышла в прокат 16 февраля, уверена: нужно творить на родной земле, потому что киноискусство необходимо живущим здесь людям. Кому она хотела помочь, снимая «Тембота», дебютантка рассказала в интервью «АиФ-СК».

Рушится культ семьи?

Светлана Болотникова, «АиФ-СК»: Тяжёлое впечатление оставляет ваш фильм о молодом человеке Темботе, который не чувствует любви ни матери, ни отца и отчаянно пытается найти своё место в жизни. Не хотелось бы снять картину со счастливым концом?

Тина Мастафова: Да, мне уже говорили, что зритель хочет другой концовки. Но я снимала реальную историю. Решение о таком финале было принято не только мною, но и мастером Александром Сокуровым.

Картина создавалась в помощь тем, кто столкнулся с подобными проблемами, и у них всё тоже складывается далеко не всегда так хорошо, как хотелось бы. Психиатр и психолог, которые были на одном из первых показов, сказали, что полностью поняли мой посыл.

Друзья пытаются помочь главному герою, но у них плохо получается.
Друзья пытаются помочь главному герою. Фото: Кадр из фильма

- Прототипу главного героя картина уже помогла?

- Он сейчас всё это переваривает и думает, что делать дальше. Будет ли толк, не знаю. Надеюсь, что примет верное для него решение и будет счастлив. Ему сложно, ведь молодые люди с кавказским менталитетом скованны общественными установками. В Москве двое зрителей в похожей ситуации сказали, что уже поняли, как действовать дальше.

- Чем отличалось бы поведение главного героя, если б он был не кавказцем и история происходила в другом регионе?

- Можно предположить по вопросам зрителей в Петербурге. Меня спрашивали, почему Тембот не уйдёт от матери, не пошлёт её подальше. И я понимаю, что той привязанности к близким, которую нам вбили с детства, нет в центральных регионах России. Там, если бы мать оскорбила, ударила сына, он бы развернулся, ушёл и скитался бы по друзьям. Похожие сюжеты не раз видела в российском кино.

Женский образ в фильме фактически только один.
Женский образ в картине фактически только один. Фото: Кадр из фильма

- Кавказ славится семейными узами, но в фильме видно, что между близкими людьми может пролегать пропасть. Такой лейтмотив был и в картине вашего сокурсника по сокуровской мастерской Владимира Битокова «Глубокие реки». Это тенденция разрушения семейных уз в кавказском обществе или единичные трагедии, которые могут случиться в любом регионе?

- И да, и нет. С одной стороны, это не региональное кино об отдельной республике. С другой - я всё чаще вижу семьи с подобной судьбой. Да, у нас есть культ семьи, мы поддерживаем друг друга, пытаемся быть рядом. Но не всегда это удаётся, может быть, из-за обстоятельств, может быть, из-за давления, которое ты оказываешь сам на себя.

- Почему в фильме так мало женских образов, ведь именно обида и разочарование матери предопределяет поведение главного героя?

- Она - главная женщина в его жизни и не потерпит конкуренции с чьей-либо стороны. Вся власть - в её руках.

Трагичный финал - совместное решение Тины и Александра Сокурова.
Трагичный финал - совместное решение Тины и Александра Сокурова. Фото: Кинокомпания «Пионер»/ Андрей Кречетов

- Это посыл и для матерей, чтобы пересмотрели отношения с детьми?

- Да, старшее поколение многое запрещает молодому, ставит в рамки, не объясняя, почему. Это просьба к обоим поколениями сесть, поговорить и услышать друг друга. Один из актёров после просмотра фильма написал, что решился на серьёзный разговор с родителями. Также мне написала одна зрительница, что поняла боль молодого поколения, поняла, чего ему не хватает. И «едет с жаждой обнять своих сыновей».

- Тембот, не встречая поддержки от близких, обращается к друзьям. Но есть ощущение, что они на самом деле помочь не могут. На кого же опираться?

- Человек должен опираться на самого себя, ему никто ничего не должен. Я и себе говорю, что должна создавать всё сама. Мы сами по себе сила.

Все сцены снимались в КБР.
Все сцены снимались в КБР. Фото: Кинокомпания «Пионер»/ Андрей Кречетов

- В конце фильма есть постскриптум, который показывает, что молодые люди либо отправляются плыть по течению, либо живут сегодняшним днём, потому что у них нет чёткого завтра, которое было в советские годы. Ощущение зыбкости оставляет и фильм, и постскриптум.

-  Да, к сожалению всё так и есть. Молодые люди не хотят уезжать с Северного Кавказа, но вынуждены это делать, потому что им не дают развиваться, запрещают мечтать. Как рассказала одна из героинь документальной части картины, родители выбрали факультет за неё, и она учится, не понимая, какое будущее её ждет. Постскриптум сняла моя сокурсница Марианна Калмыкова, а Александр Николаевич с питерским учеником смонтировали. Эти съёмки должны помочь зрителям понять картину.

- Молитвы в фильме остались на кабардинском языке. Зачем?

- Нальчик - многонациональный город, где все говорят на русском. Но когда на традиционные события собираются родственники, мы говорим на родном языке. Перевод даётся в субтитрах. На похоронах в речи имама звучит важная фраза: «Чтобы у неё в будущем была семья лучше той, которая была в этой жизни».

Сцена похорон снята на кабардинском языке.
Сцена похорон снята на кабардинском языке. Фото: Кинокомпания «Пионер»/ Ярослав Кузин

Жажда кино

- Почему на главную роль решили взять непрофессионального актёра Марата Таумурзаева? Легко ли было работать с ним и другими новичками в кино?

- Трудно, потому что я дебютант. В картине присутствуют актеры театров, но их мало. Мать - Марина Мисостишхова, дядя - Каншоуби Хашев, друг - Кантемир Шипшев - и работник карьера - Арслан Загирбеков. В Нальчике нет молодых киноактёров, поэтому приходилось брать непрофессионалов.

Марат зашёл случайно, и когда я увидела его тёплую, детскую улыбку, его обаяние, которое просто лилось рекой, поняла, что только он сможет передать чувства и эмоции моего персонажа.

- У него хорошо получилась передать и счастье, и отчаяние. Вы хотели бы, чтоб он больше нигде не снимался?

- Нет, я абсолютно этого ему не желаю, но сможет ли он продолжить актёрскую карьеру, не знаю. Насколько мне известно, его родители не очень жалуют эту профессию.

Улыбка Марата сразу покорила режиссёра.
Улыбка Марата сразу покорила режиссёра. Фото: Кадр из фильма

- На участие в вашем фильме, наверное, дали всё-таки разрешение?

- Марат предупредил семью, но они не представляли, что он целый месяц будет рано утром уходить и поздно возвращаться. Родители заподозрили что-то неладное, забеспокоились, и тогда Александр Николаевич со мной, продюсером Николаем Янкиным и ассистентом по актёрам Мадиной Докшукиной приехали к ним домой, объяснили, что идёт нормальный съёмочный процесс. Сокуров попросил отпустить Марата в гостиницу, чтобы он жил вместе со всей командой и не терял запал. И Александр Николаевич забрал его.

- Довольны результатом?

- В команде все молодцы, сделали всё возможное и не возможное. Но к своей части работы отношусь критически.

- Что планируете снимать дальше?

-  Пишу сценарий комедии и вообще хочу связать свою жизнь с этим жанром. У меня уже был такой опыт - моя дипломная работа «Счастливая семья». Мне очень понравилось.

Ученица Сокурова планирует связать свою жизнь с жанром комедии.
Ученица Сокурова планирует связать свою жизнь с жанром комедии. Фото: Кинокомпания «Пионер»/ Андрей Кречетов

- Легче стало пробиться к зрителям, когда из кинотеатров ушли иностранные киноленты?

- Репертуар сузился, и показать картину в кинотеатре стало проще. Но вопрос, пойдёт ли на неё зритель? Сейчас много пиратских интернет-платформ, и при желании любой фильм можно найти в Сети и посмотреть на ноутбуке. Может быть, это и удобнее. Но мне кажется, смотреть кино на большом экране - это совсем другие ощущения.

- Мастерская Сокурова в Нальчике просуществовала недолго. Сейчас уже закрыт даже факультет искусств в университете, при котором она была создана. Как теперь быть молодым людям в КБР, которые хотят снимать кино?

- К сожалению, придётся ехать учиться куда-то. Но надо обязательно возвращаться обратно. Отучись и вернись, сними кино здесь, не оставляй родной город и живущих здесь людей. Они нуждаются в кино, есть жажда этого искусства.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах