Ученик Петра Чайковского, учитель Сергея Рахманинова, друг Льва Толстого - всё это относится к пианисту Сергею Танееву. Лев Николаевич безумно ревновал жену к композитору, что и стало поводом к написанию «Крейцеровой сонаты». Танеев часто бывал на Кавказе и записал здесь народную музыку, удивив местных жителей существованием нот.
Подробнее о визитах маэстро на Воды накануне его дня рождения 25 ноября «АиФ-СК» рассказал известный краевед из Кисловодска Борис Розенфельд.
Окреп, похудел и помолодел
«Сергей Иванович не менее десяти раз побывал в наших краях в летнее время. Его привлекали не только лечебная вода и живописные места, но и завораживающая народная музыка, он мечтал познакомиться с её истоками. Композитору удалось осуществить свою мечту в июле 1885 года», - рассказывает Борис Матвеевич.
Сначала Танеев прошёл курс лечения в Ессентуках, прибыв в июне. Он продолжал сочинять музыку и сообщил в письме Чайковскому о новых этюдах для фортепиано. Инструмент ему заменяла складывающаяся бесшумная клавиатура, которую он всегда брал в дорогу.
На Кавказе композитор окреп, похудел и помолодел.
1 июля он планировал переехать в Кисловодск, где и поселился на Верхней улице у Гайвалева. Местом встречи Танеева с друзьями стал дом художника Николая Ярошенко. Жена живописца Мария Павловна потчевала гостей пирогами. Друзья с интересом наблюдали за бытом горцев, восхищались мастерством джигитов. Как-то вместе с кунаками-горцами и соседом Ярошенко они побывали в Тамбиевском ауле и отведали национальные блюда.
«О музыке горских татар»
Однажды балкарский князь и просветитель Исмаил Урусбиев пригласил Танеева, этнографа Максима Ковалевского, экономиста Ивана Иванюкова отправиться верхом на лошадях из Пятигорска в Сванетию.
«Мы будем идти и ехать по ледникам, - писал накануне отъезда Танеев своему другу, композитору Антону Аренскому. - Пройдя хребет, попадём в Сванетию, страну дикую. Всё время верхом. Отсюда только едем 40 верст в коляске до горы Бермамут. Наше путешествие будет со всевозможными удобствами. У Ковалевского есть открытый лист от начальника области, в котором предписывается властям оказывать нам содействие… Проводники и лошади будут, где нужно. Едет ещё фотограф Дмитрий Ермаков, будет снимать виды по дороге».
Кавказ на снимках XIX века
Кавказ на снимках XIX века
Это была настоящая этнографическая экспедиция для знакомства с бытом и культурой кавказских народов. Путешествие продолжалось 24 дня. Группа без приключений пересекла Кавказский хребет и прибыла в Приэльбрусье, где у себя в ауле их радушно принял князь Урусбиев.
Он прекрасно играл на кобузе и хорошо пел. Жители аула тоже исполняли народные танцы и песни, а композитор записывал эту музыку в тетрадку. Местные жители удивлялись, что мелодии можно вот так зафиксировать.
Из этой экспедиции Танеев привёз ценные музыкальные записи, в том числе 18 народных песен на два голоса. Потом он написал статью «О музыке горских татар» (тогда все закавказские национальности называли татарами). «Участвующие в хоре и слушатели отбивают такт, хлопая в ладоши. Хлопанье это соединяется со щёлканьем ударного инструмента, называемого «харс» и состоящего из деревянных дощечек, вздетых на верёвку. По-видимому, хлопаньем в ладоши выражается особое внимание к танцующим», - записал маэстро.
Ученик унаследовал
Однако в своих произведениях Сергей Иванович не использовал эти фольклорные записи. Зато его воспитанник, композитор Анатолий Александров, включил кавказское наследие учителя в свою оперу «Бэла» по мотивам лермонтовской повести.
В то же время многие из произведений Танеева созданы на Водах.
«В 1890 году он написал Первый струнный квартет и посвятил его своему наставнику - Петру Чайковскому. Единственную оперу он тоже сочинил на Кавказе, где всё наполнено античной историей. В 1891, 1892 и 1894 годах Сергей Иванович работал над оперой «Орестея» по одноимённой трагедии Эсхила. Летом 1903 и 1907 годов он также чередовал отдых на Водах с работой», - добавил краевед.