В Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость» прошла традиционная выставка «Народные художественные промыслы Ставрополья». Какие секреты прошлого они хранят и что их связывает с настоящим, – в материале «АиФ-СК».
Предки вдохновили
Два ставропольских предприятия, выставившие свою продукцию, продолжают традиций Кисловодской сувенирной фабрики. Её художники в своё время изучали традиционные промыслы народов Северного Кавказа, а вдохновение черпали в находках археологии.
Например, формы первых кружек для нарзана им подсказали керамические находки, относящиеся к первому тысячелетию до нашей эры и позже.
Ещё два предпринимателя-промысловика, участвовавших в выставке, воплощают в своих изделиях карачаевские народные мотивы, рассказала научный сотрудник музея Рахима Гочияева.
Казбек Темирбулатов использует технологии изготовления керамики, известные с XVIII-XIX веков. Окрестности Кисловодска богаты глиной, которую карачаевцы вымачивали в молоке и затем придавали ей форму. Кроме того, они использовали технологию поливной керамики при изготовлении посуды и в облицовке архитектурных сооружений – мавзолеев, медресе, дворцов. Всё это применяет и сам Казбек Темирбулатов, и его сын Тимур.
Большинство экспонатов, которые увидели посетители выставки, имеют функциональное назначение. Это вазы, шкатулки, конфетницы… Есть также фигурки мужчины и женщины в карачаевских народных костюмах, скульптура лошади со всей сбруей.
Современные фарфоровые сервизы с выразительным объёмным рисунком – «правнуки» карачаевской керамики - ни в чём не уступают известному императорскому фарфору. Настоящее произведение искусства – работающие настольные часы.
В узорах зашифровал символы
Другой мастер - Амин Узденов - специализируется на кружках для нарзана и скульптурах малой формы. Среди экспонатов была большая чаша с изображением бараньих голов по бокам. Это обязательный свадебный атрибут карачаевцев. Из неё нужно испить для продолжения рода молодых. Первый глоток всегда делает здоровый и счастливый мальчик, затем её передают старшему, от него сосуд переходит к младшим гостям.
В войлочных коврах собственного изготовления - кийизах - Амин Узденов зашифровал карачаево-балкарские знаки в виде аппликации. Народные мастера испокон веков валяли изделия из овечьей шерсти, которыми можно было не только застилать полы и мебель, но и украшать стены.