Национальный музей в Кабардино-Балкарии в преддверии новогодних праздников обновил экспозицию. В залах выставлены хранившиеся в фондах карты, книги, портреты и фотографии видных общественных и государственных деятелей, предметы быта и искусства, которые рассказывают об истории и культуре кабардинцев и балкарцев с XV по XIX век.
Всадники с настоящими стрелами
«Музей некоторое время был на капитальном ремонте. Сейчас обновление витражей закончили в двух залах - пятом и шестом, - рассказала заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Лариса Кантемирова. - Основу исторической экспозиции составляют документы. Они связаны с русско-кабардинскими, русско-турецкими, русско-крымскими, крымско-кабардинскими отношениями».
В центре зала - три вооружённых всадника в традиционных кабардинских (черкесских) костюмах.
«Предводитель - князь - одет в воинскую кольчугу со шлемом. Он сидит в седле, созданным под кольчужную рубаху, с походной подушкой. Все всадники одеты в национальную черкесскую форму, со всеми необходимыми атрибутами, вплоть до обуви. Есть также оригинальные предметы вооружения XV-XIXвеков, - это стрелы, колчаны для них как кабардинские, так и азиатские. Шашки, кинжалы, кремниевое ружьё, пистолеты, предметы русского царского войска», - рассказала Лариса Кантемирова.
Обновлённые экспозиции Национального музея Кабардино-Балкарии
Этнография представлена образцами декоративно-прикладного искусства и предметами быта. Это элементы мужского и женского национальных костюмов, золотая вышивка, которой славились адыгские мастерицы, серебряные пояса, нагрудники, ножны и газыри - чернёные, богато украшенные национальным орнаментом и филигранью.
Почти как скрипка
Из пятого зала посетители могут переместиться в шестой по переходу через адыгскую гостиную, где представлены два комплекта мужской и женской национальной одежды.
«В переходе стоит манекен в женском костюме, лежат предметы рукоделия - это инструменты для изготовления галунных изделий, сотканных или вышитых золотой нитью. В гостиной представлен полный комплект черкесской мужской одежды - это башлык, шашка, кинжал. И там же традиционный музыкальный инструмент - шичепшин. Она напоминает по своему устройству скрипку, но вместо струн натянуты волосы из конского хвоста», - поделилась сотрудница музея.
На шичепшине часто играли в XVIII-XIX веках. Название этого инструмента складывается из трёх слов: «пшыне» - гармошка, «шы» - конь, «кэ» - хвост. Хотя на гармошку внешне это совсем не похоже.
Центр шестого зала занимает макет средневековой балкарской башни, а позади неё - воссозданный интерьер сакли. Здесь посетители могут разглядеть домашнюю утварь, традиционные балкарские войлочные ковры - кийизы, одежду, украшения, нагрудники, фотографии балкарских аулов, портреты аксакалов.
«Этнография представлена теми же предметами быта и утвари: одежда, нагрудники, шали, украшения», - добавила Лариса Кантемирова.
Завершается экспозиция в этом зале предметами, относящимися к религии, - костюмом священнослужителя, Кораном и фотографиями с молебна.
«На втором этаже у нас залы, которые рассказывают об исторических событиях с 900 по 1957 годы. Там представлено более 500 документов и фотографий, личные вещи, образцы промышленных товаров и сельхозорудия, оружие, предметы, снаряжение, орудия труда», - рассказала сотрудница музея.
Меч Победы
На втором этаже есть и тематические комплексы, которые посвящены Великой Отечественной войне: многочисленные подлинные документы, в том числе и редкие, и фотоматериалы. Представлен также костюм командира 115-й Кабардино-Балкарской дивизии Артёма Скорохода, рассказывается об уроженцах Кабардино-Балкарии, удостоенных звания Героя Советского Союза, и полных кавалерах ордена Славы. В экспозиции есть орден Великой Отечественной войны и меч Победы, которыми награждён Нальчик - город воинской славы.
Часть экспозиции посвящена трагической странице истории балкарского народа - депортации.
«У нас сейчас практически готов ещё один зал, где посетители смогут посмотреть на природу Кабардино-Балкарии, начиная со степной зоны и заканчивая разделёнными зонами с растительным миром, животными и природоохранной системой. Седьмой зал полностью разработали и оформили сотрудники музея, а на первом этаже реконструкцией занималась группа из Ростова-на-Дону, которая ранее выиграла тендер. Эту фирму возглавляет художник Владислав Мазуренко», - добавила Лариса Кантемирова.
По её словам, музей любят посещать семьи, особенно по выходным.
«Приходят часто и целыми классами, и дети самостоятельно. Юным посетителям интересен больше всего животный мир и костюмы. Внимание многих также привлекает наша рельефная карта в первом зале, экспозиции, посвящённые периоду Великой Отечественной войны, и, конечно, история кабардинцев и балкарцев» - рассказала она. - У нас бывали гости из разных регионов страны, начиная с Крайнего Севера. Многие приезжают в республику в отпуск и не забывают посетить музей», - добавила она.
КСТАТИ
Не так давно, 28 сентября этого года, в День адыгов (черкесов) в Национальном музее Кабардино-Балкарии открыли выставку «Костюмы народов Кавказа. Связь времён и народов», которая проходила до 13 октября. Там были как костюмы, головные уборы и украшения народов Дагестана, предоставленные музеем-заповедником «Дагестанский аул» и Национальным музеем Республики Дагестан, так и адыгские костюмы, выполненные известным мастером Мадиной Хацуковой.
«Экспонаты показывают нам и разнообразие, и общность культур народов Кавказа», - поделился генеральный директор Национального музея КБР Феликс Наков на открытии.
Главный хранитель Национального музея Республики Дагестан Заира Кильдеева, рассказала, что КБР и Республику Дагестан многое объединяет. Некоторые детали одежды дагестанцы перенимали у адыгов, потому что они считались тогда на Кавказе законодателями моды.
Мужской костюм кабардинцев и черкесов сложился в те времена, когда большую часть жизни они проводили в военных походах. Всадник не мог обходиться без длинной бурки, так как она заменяла ему в пути дом и постель, защищала от холода и жары, дождя и снега. Другой вид тёплой одежды - овчинные шубы, их носили пастухи и пожилые мужчины.
Головной убор мужчины надевали не только для зашиты от погоды, но и для «чести». Обычно носили меховую папаху с суконным донышком, а в жаркое время - войлочную шляпу с широкими полями.
Традиционный женский костюм кабардинцев и черкесов отражал социальные различия. Под них они надевали длинную шёлковую или хлопчатобумажную рубаху красного или оранжевого цвета. Сверху - короткий кафтанчик, обшитый галуном, с массивными серебряными застёжками. По покрою он был похож на мужской бешмет. А поверх кафтанчика - длинное платье. Спереди у него был разрез, в котором видно нижнюю рубаху и украшения кафтанчика. Костюм дополняли поясом с серебряной пряжкой. Платья красного цвета могли надевать только дамы дворянского происхождения.
Головные уборы менялись в зависимости от возраста женщины. Девочка носила платок. А когда её можно было сватать, надевала «золотую шапочку» и ходила в ней до рождения первого ребёнка. После родов женщина меняла шапочку на тёмный платок, сверху на него обычно накидывали шаль, чтобы закрыть волосы.