Примерное время чтения: 6 минут
20

Два зала - два народа. Национальный музей КБР обновил свои экспозиции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Уколы отменяются 18/12/2024
В центре первого зала - всадники в традиционных кабардинских костюмах.
В центре первого зала - всадники в традиционных кабардинских костюмах. Национальный музей КБР

Национальный музей в Кабардино-Балкарии в преддверии новогодних праздников обновил экспозицию. В залах выставлены хранившиеся в фондах карты, книги, портреты и фотографии видных общественных и государственных деятелей, предметы быта и искусства, которые рассказывают об истории и культуре кабардинцев и балкарцев с XV по XIX век.

Всадники с настоящими стрелами

«Музей некоторое время был на капитальном ремонте. Сейчас обновление витражей закончили в двух залах - пятом  и шестом, - рассказала заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Лариса Кантемирова. - Основу исторической экспозиции составляют документы. Они связаны с русско-кабардинскими, русско-турецкими, русско-крымскими, крымско-кабардинскими отношениями».

В центре зала - три вооружённых всадника в традиционных кабардинских (черкесских) костюмах.

«Предводитель - князь - одет в воинскую кольчугу со шлемом. Он сидит в седле, созданным под кольчужную рубаху, с походной подушкой. Все всадники одеты в национальную черкесскую форму, со всеми необходимыми атрибутами, вплоть до обуви. Есть также оригинальные предметы вооружения XV-XIXвеков, - это стрелы, колчаны для них как кабардинские, так и азиатские. Шашки, кинжалы, кремниевое ружьё, пистолеты, предметы русского царского войска», - рассказала Лариса Кантемирова.

Этнография представлена образцами декоративно-прикладного искусства и предметами быта. Это элементы мужского и женского национальных костюмов, золотая вышивка, которой славились адыгские мастерицы, серебряные пояса, нагрудники, ножны и газыри - чернёные, богато украшенные национальным орнаментом и филигранью.

Почти как скрипка

Из пятого зала посетители могут переместиться в шестой по переходу через адыгскую гостиную, где представлены два комплекта мужской и женской национальной одежды.

«В переходе стоит манекен в женском костюме, лежат предметы рукоделия - это инструменты для изготовления галунных изделий, сотканных или вышитых золотой нитью. В гостиной представлен полный комплект черкесской мужской одежды - это башлык, шашка, кинжал. И там же традиционный музыкальный инструмент - шичепшин. Она напоминает по своему устройству скрипку, но вместо струн натянуты волосы из конского хвоста», - поделилась сотрудница музея.

На шичепшине часто играли в XVIII-XIX веках. Название этого инструмента складывается из трёх слов: «пшыне» - гармошка, «шы» - конь, «кэ» - хвост. Хотя на гармошку внешне это совсем не похоже.

Центр шестого зала занимает макет средневековой балкарской башни, а позади неё - воссозданный интерьер сакли. Здесь посетители могут разглядеть домашнюю утварь, традиционные балкарские войлочные ковры - кийизы, одежду, украшения, нагрудники, фотографии балкарских аулов, портреты аксакалов.

«Этнография представлена теми же предметами быта и утвари: одежда, нагрудники, шали, украшения», - добавила Лариса Кантемирова.

Завершается экспозиция в этом зале предметами, относящимися к религии, - костюмом священнослужителя, Кораном и фотографиями с молебна.

«На втором этаже у нас залы, которые рассказывают об исторических событиях с 900 по 1957 годы. Там представлено более 500 документов и фотографий, личные вещи, образцы промышленных товаров и сельхозорудия, оружие, предметы, снаряжение, орудия труда», - рассказала сотрудница музея.

Меч Победы

На втором этаже есть и тематические комплексы, которые посвящены Великой Отечественной войне: многочисленные подлинные документы, в том числе и редкие, и фотоматериалы. Представлен также костюм командира 115-й Кабардино-Балкарской дивизии Артёма Скорохода, рассказывается об уроженцах Кабардино-Балкарии, удостоенных звания Героя Советского Союза, и полных кавалерах ордена Славы. В экспозиции есть орден Великой Отечественной войны и меч Победы, которыми награждён Нальчик - город воинской славы.

Часть экспозиции посвящена трагической странице истории балкарского народа - депортации.

«У нас сейчас практически готов ещё один зал, где посетители смогут посмотреть на природу Кабардино-Балкарии, начиная со степной зоны и заканчивая разделёнными зонами с растительным миром, животными и природоохранной системой. Седьмой зал полностью разработали и оформили сотрудники музея, а на первом этаже реконструкцией занималась группа из Ростова-на-Дону, которая ранее выиграла тендер. Эту фирму возглавляет художник Владислав Мазуренко», - добавила Лариса Кантемирова.

По её словам, музей любят посещать семьи, особенно по выходным.

«Приходят часто и целыми классами, и дети самостоятельно. Юным посетителям интересен больше всего животный мир и костюмы. Внимание многих также привлекает наша рельефная карта в первом зале, экспозиции, посвящённые периоду Великой Отечественной войны, и, конечно, история кабардинцев и балкарцев» - рассказала она. - У нас бывали гости из разных регионов страны, начиная с Крайнего Севера. Многие приезжают в республику в отпуск и не забывают посетить музей», - добавила она.

КСТАТИ

Не так давно, 28 сентября этого года, в День адыгов (черкесов) в Национальном музее Кабардино-Балкарии открыли выставку «Костюмы народов Кавказа. Связь времён и народов», которая проходила до 13 октября. Там были как костюмы, головные уборы и украшения народов Дагестана, предоставленные музеем-заповедником «Дагестанский аул» и Национальным музеем Республики Дагестан, так и адыгские костюмы, выполненные известным мастером Мадиной Хацуковой.

«Экспонаты показывают нам и разнообразие, и общность культур народов Кавказа», - поделился генеральный директор Национального музея КБР Феликс Наков на открытии.

Главный хранитель Национального музея Республики Дагестан Заира Кильдеева, рассказала, что КБР и Республику Дагестан многое объединяет. Некоторые детали одежды дагестанцы перенимали у адыгов, потому что они считались тогда на Кавказе законодателями моды.

Мужской костюм кабардинцев и черкесов сложился в те времена, когда большую часть жизни они проводили в военных походах. Всадник не мог обходиться без длинной бурки, так как она заменяла ему в пути дом и постель, защищала от холода и жары, дождя и снега. Другой вид тёплой одежды - овчинные шубы, их носили пастухи и пожилые мужчины.

Головной убор мужчины надевали не только для зашиты от погоды, но и для «чести». Обычно носили меховую папаху с суконным донышком, а в жаркое время - войлочную шляпу с широкими полями.

Традиционный женский костюм кабардинцев и черкесов отражал социальные различия. Под них они надевали длинную шёлковую или хлопчатобумажную рубаху красного или оранжевого цвета. Сверху - короткий кафтанчик, обшитый галуном, с массивными серебряными застёжками. По покрою он был похож на мужской бешмет. А поверх кафтанчика - длинное платье. Спереди у него был разрез, в котором видно нижнюю рубаху и украшения кафтанчика. Костюм дополняли поясом с серебряной пряжкой. Платья красного цвета могли надевать только дамы дворянского происхождения.

Головные уборы менялись в зависимости от возраста женщины. Девочка носила платок. А когда её можно было сватать, надевала «золотую шапочку» и ходила в ней до рождения первого ребёнка. После родов женщина меняла шапочку на тёмный платок, сверху на него обычно накидывали шаль, чтобы закрыть волосы. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах