Примерное время чтения: 8 минут
234

Поддадим газу? Почему бензину и дизелю на Ставрополье ищут альтернативу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-СК 04/03/2020
Автомобили остаются главным источником загрязнения атмосферы
Автомобили остаются главным источником загрязнения атмосферы / Ирина Якунина / АиФ

В Будённовске собираются строить завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), который будет выпускать новый для региона вид топлива. Готовы ли к переходу на него автомобилисты и что это даст, разбирался «АиФ-СК».

Метан станет жидким

Проект строительства завода по выпуску СПГ пока на стадии переговоров. Подобных производств в России пока только два - на Сахалине и Ямале. Ставропольский завод, как рассчитывает минпром Ставрополья, будет выпускать 88 тысяч тонн топлива, что позволит обеспечивать не только край, но и соседние регионы.

Задачу по использованию природного газа в качестве автомобильного топлива ставит правительство страны. В некоторых регионах ввели льготы по транспортному налогу на машины, работающие на газу. На уровне Ставропольского края госпрограмм по переводу автотранспорта на газомоторное топливо нет, хотя он попал в число регионов России, которым федеральный бюджет будет предоставлять субсидии на строительство новых метановых заправок.

Почему Россия вслед за развитыми странами расширяет использование природного газа в качестве моторного топлива? Оно наносит меньший ущерб окружающей среде, чем бензин и солярка, считают эксперты. По данным ставропольского эколога Григория Пинчука, из выхлопной трубы бензинового автомобиля вылетает около 280 химических соединений, две трети из них - канцерогены, такие, как тяжёлые металлы и фенолы. Они провоцируют широкий спектр заболеваний человека, не говоря уже об экологическом вреде.

«Несколько лет назад мы измеряли интенсивность трафика на перекрёстке Голенева - Карла Маркса в Ставрополе. Санитарные нормы прохождения автомобилей там были превышены в 16 раз, - говорит Григорий Пинчук. - Переход на газ мог бы улучшить ситуацию. Выбросов оксида углерода (угарного газа) в три раза меньше, выбросов азота и сажи - в два раза меньше, задымлённость - в  девять раз ниже.  В метане абсолютно нет бензопирена, оксида свинца и других тяжёлых металлов - главных загрязнителей природы».

В то же время эколог считает, что с точки зрения расхода атмосферного кислорода и выбросов углекислого газа газовое топливо не лучше бензинового.  «На один килограмм любого углеродного топлива при сжигании тратится 2,5 кг кислорода. В атмосфере растёт количество углекислого газа и падает уровень кислорода. Мы нарушили природное равновесие. У Земли осталось два пути развития: как на Марсе, где разреженная углекислая атмосфера и температура минус 100  градусов, или как на Венере, где  температура плюс 450 градусов и плотная атмосфера, насыщенная кислотными газами. Скорее всего, мы пойдём по пути Венеры. Вода на Земле станет кислотой, ведь уже сейчас идёт закисление океанов».

Выгодно не всем

На Ставрополье уже используют метан как топливо, но только в сжатом, или компримированном виде. Им можно заправиться на 23 автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Это больше, чем в любом другом регионе России, но всё равно автолюбители жалуются на очереди на заправках. Метан стоит дешевле, чем более распространённое газовое топливо СУГ (сжиженный углеводородный газ, состоящий из пропана и бутана). Заправившись метаном на 350 рублей, на легковом автомобиле можно проехать порядка 300 км, тогда как стоимость пропана на то же расстояние составит почти 900 рублей. Однако сжатый газ менее удобен в применении, чем сжиженный.

«В баллоне с компримированным газом высокое давление в 200 атмосфер, и ёмкость должна быть прочная и тяжёлая, около 100 кг на 100 л, а это дополнительная нагрузка для легкового транспорта», - поясняет технолог производства сжиженного газа Анна Лаврик.

Давление СПГ будет примерно таким же, как у СУГ - около 16 атмосфер. Но возрастут затраты на его производство, и цена будет выше. Криогенные баллоны, необходимые для транспортировки СПГ, стоят дорого. Однако сжиженного газа в баллон будет помещаться намного больше, и без заправки можно будет проехать тысячу километров.

Пока же газомоторное топливо чаще используют в большегрузах и в общественном транспорте. Им и тяжёлые баллоны не страшны, и с учётом интенсивной езды затраты на переоборудование окупаются быстрее. Установка ГБО под СУГ стоит около 25 тысяч рублей, а под СПГ - 50 тысяч рублей.

Практики против мифов

Чтобы переоборудовать автомобиль под ГБО, в ГИБДД нужно представить заключение предварительной экспертизы специализированной лаборатории.

«После этого клиент приезжает, мы устанавливаем ему газовое оборудование и передаём сертификаты на него, - рассказал руководитель сервисного центра  «ИдеалГаз» Максим Ширинов. - Автовладелец отправляет полный пакет документов на окончательную экспертизу в лабораторию, ждёт заключение, оплачивает госпошлину, проходит осмотр в управлении ГИБДД, сдаёт документы и через 2-3 недели  получает новое свидетельство о регистрации ТС с внесёнными изменениями. Вся процедура занимает до месяца».

Оформление документов на ГБО стоит около пяти тысяч рублей, само переоборудование -13-29 тыс. руб. в зависимости от страны-производителя и поколения ГБО, которых всего пять. «Первое и второе рассчитано на карбюраторные автомобили, третье и четвёртое - на инжекторные. Пятое - на автомобили с прямым впрыском топлива», - говорит директор сервисного центра «Итал-газ» Олег Голубов.

Для метана используют только металлические баллоны (их помещают в багажнике), а также специальные трубки и редуктор высокого давления.

В России из всего оборудования производят только газовые баллоны. Остальные элементы ГБО – импортного производства. «Родоначальницей в этой сфере выступила итальянская фирма Lovato. Лет 10 - 15 лет назад производство газового оборудования для авто подхватила Польша. Появились заводы в Турции и Чехии, и, конечно, китайские аналоги. ГБО производства других стран на российском рынке нет», - рассказал руководитель компании «Пропанофф» Александр Вечер.

В территориальном отделе Ространснадзора по Ставропольскому краю развеяли миф, что газ более опасен, чем бензин. «Никакого вала взрывов автомобилей с ГБО нет. Если такое и случается, причиной бывает либо ДТП, либо технеисправность, которая говорит о том, что автомобиль плохо обслуживали и не заметили утечку», - пояснили там.

Эксперты рекомендуют проверять автомобиль на утечки газа каждые 10 тысяч километров, приезжая на замену масла и фильтра, менять баллон по истечении срока эксплуатации, устанавливать ГБО в сертифицированных сервисных центрах и обязательно оформлять.

Есть стереотип, что газовое топливо повышает износ двигателя. Опыт СХП «Колхоза-племзавода «Казьминский», в котором автопарк перевели на метан ещё в 1998 году, это опровергает.

«Газ не может увеличивать износ двигателя, потому что он снижает его мощность и таким образом увеличивает моторесурс, - говорит заведующий автогаражом колхоза Олег Ресть. - К тому же газ - более чистое топливо. В нём нет вредных для мотора присадок, как в бензине».


Комментарий

Руководитель портала agnks.com Михаил Никулин:

михаил никулин портал агнкс

«Количество автотранспорта на планете превышает один миллиард. Используемая им энергия движения в 2,5 раза превышает суммарную вырабатываемую мощность всех электростанций Земли.

Представьте, что они станут массово потреблять электричество, две трети которого вырабатываются на тепловых электростанциях при сжигании углеводородов. Сколько десятков тысяч новых электростанций нужно построить для электромобилей? Они будут в два раза грязнее и опаснее для экологии Земли, чем обычные автомобили с бензиновыми двигателями. К тому же есть  проблема аккумуляторов, производство которых создаёт тысячи тонн шлака и кубометры жидких кислотных отходов. Цена такому электромобильному будущему – здоровье и жизнь сотен миллионов людей и настоящая климатическая катастрофа.

Хотя, наверное, технологии всех видов топлива  имеют право существовать, и в регионах с избыточным и дешёвым электричеством имеет смысл ездить на электромобилях».


Точка зрения

Кандидат технических наук Игорь Деведёркин:

Деведёркин портрет

«В производстве газовых, бензиновых и электрических автомобилей промышленных выбросов примерно одинаковое количество, но зато  при эксплуатации электромобилей можно снизить поступление углекислого газа в атмосферу. Для утилизации аккумуляторов есть современные технологии.  Думаю, что электромобили будут совершенствоваться, их производство станет менее вредным, и они смогут использовать биогаз, вырабатываемый в сельском хозяйстве. Кстати, оно, как ни странно, один из главных загрязнителей природы». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах