Вот в такие же предпасхальные дни, как нынче, только весной 1843 года, двинулся в неблизкий путь из Киева в прошлом викарий этой митрополии Иеремия.
В Великую субботу себя благословил
Именно ему предстояло стать первым архипастырем Кавказским и Черноморским, чья кафедра учреждалась в Ставрополе. В неведомый, воюющий край направляется будущий владыка. Конечно же, он наслышан и о Шамиле, и о его непокорных соплеменниках. но разве не о такой подвижнической жизни мечтал он с детства?
Родился первый ставропольский епископ 210 лет назад, 10 апреля 1799 года, на Орловщине, в семье пономаря Соловьева. Сызмальства он знал, что пойдет по стопам отца. Учился в духовной семинарии, затем в академии. Смиренность, склонность к глубоким размышлениям, человеколюбие и большое усердие способствовали тому, что сверхскромный выходец из небольшого сельца на реке Сосне сделал головокружительную карьеру - в сорок лет он назначается ректором Киевской духовной академии, а позже и викарием в митрополии матери городов русских, откуда, собственно, и начала распространяться православная вера. Иное дело Кавказ, где мало храмов и настоящих пастырей, а постоянные сражения и разгул междоусобиц, как известно, не располагают к смягчению нравов.
Прибыл Иеремия в Ставрополь в свой день рождения, 10 апреля, который тогда совпал с Великой субботой. У входа в Троицкий кафедральный собор сам себя напутствовал так: "Се вступаешь ты для служения церкви Христовой в новый для тебя град - Град Креста". Кстати, само название епархиального центра - в переводе с греческого Ставрополь означает Град Креста - привлекло Иеремию еще в Киеве. Он воспринял это как особый знак свыше.
Украсил край храмами
Всего шесть лет Иеремия пробыл на Кавказе. Но просто диву даешься, сколько удалось сделать епископу за этот небольшой срок. Во вверенной ему обширной епархии, простирающейся от Черного моря до астраханских степей, началось плановое строительство церквей и обустройство приходов. Только в Ставрополе было открыто пять храмов, включая Казанский кафедральный собор. В станице Баталпашинской (г. Черкесск) поставили Николаевскую церковь. В селе Дубовка - Дмитриевскую. Всего же около трех десятков храмов, монастырей, обителей.
Но особой гордостью архиерея явилось открытие духовной семинарии в 1846 году. На создание этого учебного заведения он пожертвовал 10000 рублей и преподнес ему в дар свою личную библиотеку в 2 000 томов. С именем Иеремии также связывают основание Иоанно-Мариинской женской общины в окрестностях Ставрополя в 1849 году. Эта обитель названа в честь отца и матери владыки.
Не забывал глава епархии и об активной миссионерской деятельности. Под его неустанным попечением проходило обучение священнослужителей, которые, наравне с осваиванием общепринятых курсов, должны были овладевать языками народов, живущих на Северном Кавказе: осетинским, калмыцким, татарским. Иеремия вел непримиримую борьбу с сектантами и старообрядцами. Их было немало среди гребенских казаков. Но шла война, и наместника Кавказа графа М.С. Воронцова больше заботила дисциплина в казачьих полках, нежели чистота их религиозной жизни. Возникший конфликт разрешился не в пользу Преосвященного. В декабре 1849 года Иеремия покинул Ставрополь.
125 лет назад, в 1884-м, он умер. Похоронен в Благовещенском монастыре Нижегородской губернии. Связи с Кавказом Иеремия не прерывал до конца своих дней. В архиве Ставропольской и Владикавказской епархии - преемнице Кавказской и Черноморской - хранятся 24 письма ее первого митрополита. Духовная семинария, созданная Иеремией и ставшая ему своеобразным памятником, в этом году отметит 20-летие со времени своего третьего возрождения в 1989-м. И неплохо было бы очистить и облагородить Иеремиевский источник близ Иоанно-Мариинского монастыря. Тогда имя первого епископа Кавказского и Черноморского святым ключом целебной воды крепко-накрепко вписалось бы в историю южного края.