Зверохозяйство «Лесные ключи» - единственное на Ставрополье, где занимаются племенным разведением норки. И делают это по высоким мировым стандартам. Ведь главные потребители мягкой и тёплой продукции, которая когда-то была эквивалентом денег, - известные мировые компании - производители меховой одежды и аксессуаров.
Подробнее о том, как ставропольцы покорили знаменитые меховые аукционы, - в проекте «100 брендов Северного Кавказа».
Девять оттенков роскоши
Хозяйству 54 года. За свою историю оно переживало разные времена. Но марку всегда держало. В 1990-е, когда в стране шла повсеместная ломка принципов и устоев, подавляющее большинство зверохозяйств - а их в России было три с половиной сотни - перестали существовать. До настоящего времени дожили меньше 30 крупных и мелких предприятий по всей стране. В том числе и «Лесные ключи». Ставропольскому хозяйству удалось не только уцелеть, но и удержать высокую планку качества своей продукции.
Здесь всегда внимательно следили за мировой конъюнктурой и предпочтениями рынка. И в соответствии с этим перестраивали производство.
Сегодня «Лесные ключи» предлагают потенциальному потребителю норку девяти восхитительных оттенков. Чисто-белая, пастель, сканблэк, сапфир, паломино, серебристо-голубая, жемчуг, браун - у каждого оттенка свои поклонники. Глядя на роскошные переливы блестящего меха, понимаешь, почему когда-то пушнина считалась эквивалентом денег и использовалась для расчётов между продавцами и покупателями. Сегодня шкурками не рассчитываются, но шубы из зверьков ценных пород, выращенных в ставропольском зверосовхозе, и в XXI веке остаются показателем высокого статуса и безупречного вкуса.
Не случайно главный канал сбыта «мягкого золота» - аукционы. «Лесные ключи» выставляют свою продукцию на двух крупнейших мировых площадках - в Хельсинки и Копенгагене. Попасть туда не каждый может. Требований и условий много, и все они жёстко контролируются. Потому что лучшие аукционы - для лучших производителей.
Большие и красивые
Чтобы предлагать свою норку производителям меховых изделий на этих аукционах, «Лесным ключам» пришлось серьёзно вложиться в реконструкцию производственных мощностей. Датское оборудование позволяет проводить первичную обработку шкурок с последующей поставкой на международные аукционы в интерсортинг. Данное оборудование обошлось предприятию примерно в миллион евро. К счастью, модернизацией «Лесные ключи» занялись ещё до глобальных кризисов последних лет, возможность вложиться в техническое обновление была.
Но требованиями к оборудованию тернистый путь к мировым аукционам меха не исчерпывается. Представители площадок постоянно и придирчиво мониторят ситуацию на предприятиях, приезжают лично посмотреть на условия содержания маленьких хищников, оценивают их рацион и время выгула.
«Корма играют очень важную роль в вопросе качества конечного продукта. Будет ли мех плотным, блестящим, красивым - зависит именно от того, что ест норка, достаточно ли в её рационе необходимых аминокислот и микроэлементов, - поясняет генеральный директор зверосовхоза Мухадин Хапсироков. - Если норка не будет получать полноценного питания, это отразится на её размере и качестве меха. А это низкая цена и финансовые потери. Так что экономить на кормах - себе дороже».
Безопасность и качество корма в обязательном порядке контролируется собственной лабораторией. Так же, как и здоровье животных. Специалисты ветеринарной службы своевременно вакцинируют пушистых красавиц и красавцев, лечат, если вдруг какое-то недомогание, контролируют жизненные показатели и следят за условиями содержания.
«Наша главная задача - не допустить появления инфекционных болезней. Для этого дважды в год поголовье прививаем от чумы, вирусного энтерита, бутулизма. Обходится это дорого, на закупку вакцин в этом году ушло 4 млн рублей, - рассказала ветврач зверосовхоза Елена Якубова. - Кроме того, норки склонны к алеутской болезни. Чтобы избежать таких проблем, два раза в год лабораторно исследуем кровь - пробы отсылаем в Новосибирск».
Ветеринары в ежедневном режиме контролируют состояние здоровья подопечных, качество дезинфекции мест их обитания и выгула. Сейчас - в апреле - у них очень ответственный период: в хозяйстве ждут пополнения. Каждая самка приносит в среднем по пять щенков - это очень хороший показатель.
Помог коронавирус
К своим обязанностям максимально ответственно относятся все сотрудники зверосовхоза. Говорят, что, работая под руководством Хапсирокова, по-другому невозможно.
«Если бы не Мухадин Абдулович, не было бы и хозяйства. Всё на нём держится, - признаётся Елена Якубова. - Специалистов такого класса уже не осталось. По всем вопросам - и личным, и рабочим - идём к нему».
А рабочих вопросов и проблем хватает. Ситуация на мировом рынке меха стала ухудшаться с 2014 года, когда со своим предложением массово вышли китайские производители с низкокачественным товаром и демпинговыми ценами. Увеличив мировое производство норки в 2,5 раза, они в итоге уничтожили рынок качественного меха. Цена на отдельные категории упала на 70%. Гендиректор «Лесных ключей» признаётся, что никогда прежде не видел таких цен. Продавать шкурку приходилось за 1000 руб., притом что её себестоимость составляет 1700 руб.
Между тем разочарование потребителя китайским ширпотребом негативно сказалось на спросе и в высококачественном сегменте. В итоге производители из Поднебесной покинули «убитый» ими рынок, сократили производство. Но на руку добросовестным звероводам сыграло даже не это, а, как ни странно, коронавирус. Новая инфекция уже год держит в напряжении всю планету, но ставропольским звероводам она сослужила добрую службу. Дело в том, что крупнейшие производители норки - датчане вырезали у себя 17-миллионное поголовье пушистых животных, заподозрив их в распространении коронавируса. Уменьшение сырьевой базы привело к росту цен. И на последних аукционах тенденция стала уже вполне отчётливой.
Что остаётся для развития?
Хотелось бы сказать, что теперь все проблемы зверосовхоза останутся лишь в воспоминаниях, но нет. Глобальные процессы на мировых рынках - лишь часть из них, хоть и весьма значительная.
По-прежнему серьёзной остаётся ситуация с кормами. Норки - хищники, питаются продукцией животного происхождения. Но в Ставропольском крае отходов переработки в необходимых количествах нет. Везти приходится издалека. Рыбные остатки - из Санкт-Петербурга, мясные - из Тверской и Московской областей. Большое транспортное плечо увеличивает стоимость кормов почти в два раза. Но вариантов нет: чтобы получить качественный мех, нужны полноценные корма.
«На Западе все эти процессы по-другому устроены. Заготовкой кормов занимаются одни предприятия, приготовлением - другие, доставкой - третьи, а четвёртые - зверохозяйства, такие как мы, кормят этими кормами. У нас же получается производство полного цикла. И храним, и готовим, и кормим. Это имеет свои минусы, - делится гендиректор. - При этом цены постоянно растут - и на сами корма, и на транспортировку, и на энергоресурсы, которые тратятся на их хранение. Складируем в холодильных камерах, за электричество платим по 600 тыс. руб. в месяц».
Ещё одна проблема - высокая налоговая нагрузка. 6% единого сельхозналога зверосовхоз платит в бюджет как сельхозпроизводитель. Теперь к этой сумме должен прибавиться 20-процентный НДС. Его придётся отдать, как только прибыль достигнет 80 миллионов рублей, а Мухадин Абдулович полагает, что в этом году будет не меньше. Вместе с социальными выплатами получается гигантская сумма.
Руководитель уникального хозяйства признаётся, что смутно представляет, как при таких расходах развивать экономику предприятия, но в будущее тем не менее смотрит с оптимизмом, продолжая поставлять на мировой рынок продукцию, которая стала настоящим брендом не только Ставрополья, но и Северного Кавказа в целом.
На правах рекламы