38

«Мягкое золото» края. На ставропольскую норку охотятся на аукционах Европы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-СК 21/04/2021 Сюжет 100 брендов Северного Кавказа
В меховой палитре представлены всевозможные оттенки - от ослепительно-белого до насыщенно-чёрного.
В меховой палитре представлены всевозможные оттенки - от ослепительно-белого до насыщенно-чёрного. / Валерий Близнец / АиФ

Зверохозяйство «Лесные ключи» - единственное на Ставрополье, где занимаются племенным разведением норки. И делают это по высоким мировым стандартам. Ведь главные потребители мягкой и тёплой продукции, которая когда-то была эквивалентом денег, - известные мировые компании - производители меховой одежды и аксессуаров.

Подробнее о том, как ставропольцы покорили знаменитые меховые аукционы, - в проекте «100 брендов Северного Кавказа».

Девять оттенков роскоши

Хозяйству 54 года. За свою историю оно переживало разные времена. Но марку всегда держало. В 1990-е, когда в стране шла повсеместная ломка принципов и устоев, подавляющее большинство зверохозяйств - а их в России было три с половиной сотни - перестали существовать. До настоящего времени дожили меньше 30 крупных и мелких предприятий по всей стране. В том числе и «Лесные ключи». Ставропольскому хозяйству удалось не только уцелеть, но и удержать высокую планку качества своей продукции.

Здесь всегда внимательно следили за мировой конъюнктурой и предпочтениями рынка. И в соответствии с этим перестраивали производство.

Сегодня «Лесные ключи» предлагают потенциальному потребителю норку девяти восхитительных оттенков. Чисто-белая, пастель, сканблэк, сапфир, паломино, серебристо-голубая, жемчуг, браун - у каждого оттенка свои поклонники. Глядя на роскошные переливы блестящего меха, понимаешь, почему когда-то пушнина считалась эквивалентом денег и использовалась для расчётов между продавцами и покупателями. Сегодня шкурками не рассчитываются, но шубы из зверьков ценных пород, выращенных в ставропольском зверосовхозе, и в XXI веке остаются показателем высокого статуса и безупречного вкуса.

Не случайно главный канал сбыта «мягкого золота» - аукционы. «Лесные ключи» выставляют свою продукцию на двух крупнейших мировых площадках - в Хельсинки и Копенгагене. Попасть туда не каждый может. Требований и условий много, и все они жёстко контролируются. Потому что лучшие аукционы - для лучших производителей.

Ставропольское хозяйство удержало высокую планку качества своей продукции.
Ставропольское хозяйство удержало высокую планку качества своей продукции. Фото: АиФ/ Валерий Близнец

Большие и красивые

Чтобы предлагать свою норку производителям меховых изделий на этих аукционах, «Лесным ключам» пришлось серьёзно вложиться в реконструкцию производственных мощностей. Датское оборудование позволяет проводить первичную обработку шкурок с последующей поставкой  на международные аукционы в интерсортинг. Данное оборудование обошлось предприятию примерно в миллион евро. К счастью, модернизацией «Лесные ключи» занялись ещё до глобальных кризисов последних лет, возможность вложиться в техническое обновление была.

Но требованиями к оборудованию тернистый путь к мировым аукционам меха не исчерпывается. Представители площадок постоянно и придирчиво мониторят ситуацию на предприятиях, приезжают лично посмотреть на условия содержания маленьких хищников, оценивают их рацион и время выгула.

«Корма играют очень важную роль в вопросе качества конечного продукта. Будет ли мех плотным, блестящим, красивым - зависит именно от того, что ест норка, достаточно ли в её рационе необходимых аминокислот и микроэлементов, - поясняет генеральный директор зверосовхоза Мухадин Хапсироков. - Если норка не будет получать полноценного питания, это отразится на её размере и качестве меха. А это низкая цена и финансовые потери. Так что экономить на кормах - себе дороже».

Безопасность и качество корма в обязательном порядке контролируется собственной лабораторией. Так же, как и здоровье животных. Специалисты ветеринарной службы своевременно вакцинируют пушистых красавиц и красавцев, лечат, если вдруг какое-то недомогание, контролируют жизненные показатели и следят за условиями содержания.

норки

«Наша главная задача - не допустить появления инфекционных болезней. Для этого дважды в год поголовье прививаем от чумы, вирусного энтерита, бутулизма. Обходится это дорого, на закупку вакцин в этом году ушло 4 млн рублей, - рассказала ветврач зверосовхоза Елена Якубова. - Кроме того, норки склонны к алеутской болезни. Чтобы избежать таких проблем, два раза в год лабораторно исследуем кровь - пробы отсылаем в Новосибирск».

Ветеринары в ежедневном режиме контролируют состояние здоровья подопечных, качество дезинфекции мест их обитания и выгула. Сейчас - в апреле - у них очень ответственный период: в хозяйстве ждут пополнения. Каждая самка приносит в среднем по пять щенков - это очень хороший показатель.

Помог коронавирус

К своим обязанностям максимально ответственно относятся все сотрудники зверосовхоза. Говорят, что, работая под руководством Хапсирокова, по-другому невозможно.

«Если бы не Мухадин Абдулович, не было бы и хозяйства. Всё на нём держится, - признаётся Елена Якубова. - Специалистов такого класса уже не осталось. По всем вопросам - и личным, и рабочим - идём к нему».

А рабочих вопросов и проблем хватает. Ситуация на мировом рынке меха стала ухудшаться с 2014 года, когда со своим предложением массово вышли китайские производители с низкокачественным товаром и демпинговыми ценами. Увеличив мировое производство норки в 2,5 раза, они в итоге уничтожили рынок качественного меха. Цена на отдельные категории упала на 70%. Гендиректор «Лесных ключей» признаётся, что никогда прежде не видел таких цен. Продавать шкурку приходилось за 1000 руб., притом что её себестоимость составляет 1700 руб.

Главный канал сбыта шкурок - аукционы.
Главный канал сбыта шкурок - аукционы. Фото: АиФ/ Валерий Близнец

Между тем разочарование потребителя китайским ширпотребом негативно сказалось на спросе и в высококачественном сегменте. В итоге производители из Поднебесной покинули «убитый» ими рынок, сократили производство. Но на руку добросовестным звероводам сыграло даже не это, а, как ни странно, коронавирус. Новая инфекция уже год держит в напряжении всю планету, но ставропольским звероводам она сослужила добрую службу. Дело в том, что крупнейшие производители норки - датчане вырезали у себя 17-миллионное поголовье пушистых животных, заподозрив их в распространении коронавируса. Уменьшение сырьевой базы привело к росту цен. И на последних аукционах тенденция стала уже вполне отчётливой.

Что остаётся для развития?

Хотелось бы сказать, что теперь все проблемы зверосовхоза останутся лишь в воспоминаниях, но нет. Глобальные процессы на мировых рынках - лишь часть из них, хоть и весьма значительная.

По-прежнему серьёзной остаётся ситуация с кормами. Норки - хищники, питаются продукцией животного происхождения. Но в Ставропольском крае отходов переработки в необходимых количествах нет. Везти приходится издалека. Рыбные остатки - из Санкт-Петербурга, мясные - из Тверской и Московской областей. Большое транспортное плечо увеличивает стоимость кормов почти в два раза. Но вариантов нет: чтобы получить качественный мех, нужны полноценные корма.

Предприятие содержит своих питомцев в идеальных условиях.
Предприятие содержит своих питомцев в идеальных условиях. Фото: АиФ/ Валерий Близнец

«На Западе все эти процессы по-другому устроены. Заготовкой кормов занимаются одни предприятия, приготовлением - другие, доставкой - третьи, а четвёртые - зверохозяйства, такие как мы, кормят этими кормами. У нас же получается производство полного цикла. И храним, и готовим, и кормим. Это имеет свои минусы, - делится гендиректор. - При этом цены постоянно растут - и на сами корма, и на транспортировку, и на энергоресурсы, которые тратятся на их хранение. Складируем в холодильных камерах, за электричество платим по 600 тыс. руб. в месяц».

Ещё одна проблема - высокая налоговая нагрузка. 6% единого сельхозналога зверосовхоз платит в бюджет как сельхозпроизводитель. Теперь к этой сумме должен прибавиться 20-процентный НДС. Его придётся отдать, как только прибыль достигнет 80 миллионов рублей, а Мухадин Абдулович полагает, что в этом году будет не меньше. Вместе с социальными выплатами получается гигантская сумма.

Руководитель уникального хозяйства признаётся, что смутно представляет, как при таких расходах развивать экономику предприятия, но в будущее тем не менее смотрит с оптимизмом, продолжая поставлять на мировой рынок продукцию, которая стала настоящим брендом не только Ставрополья, но и Северного Кавказа в целом.

Кстати
Государство, как может, «Лесные ключи» поддерживает. Помогают и в минсельхозе края, и в главном аграрном ведомстве на федеральном уровне. В прошлом году предприятие получило 14 млн руб. государственной субсидии на содержание племенного стада. В конце года ещё получили 20 млн руб.

На правах рекламы

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах