Особенности праймериз "Единой России" на Северном Кавказе

   
   

Идея проведения праймериз для партии власти в свое время была всесторонне одобрена и Дмитрием Медведевым, и Владимиром Путиным. Неудивительно, что и местные партийные функционеры выразили свое отношение к этому нововведению в восторженных тонах.

- Уже сейчас можно сказать, что общенародное голосование наглядно продемонстрировало: процедура двойного фильтра (сначала через отбор на праймериз, потом с помощью выборов) себя оправдывает, - считает секретарь Президиума Ставропольского регионального отделения партии «Единая Россия» Юрий Гон тарь . - Нам удалось определить лидеров общественного мнения, которые будут представлены в списке кандидатов в Госдуму РФ.

Механизм возведения кумиров

Примечательно, что этой акции «единороссы» пытаются придать статус общенародного волеизъявления. Но на деле о народном характере праймериз говорить не приходится.

Это показывает и опрос общественного мнения, проведенный недавно ВЦИОМом. Согласно социсследованию, 73% опрошенных россиян вообще ничего не слышали о праймериз «Единой России», 14% - что-то слышали, но не знают подробностей и лишь 3% - хорошо информированы о них. При этом 93% принявших участие в опросе даже не представляют, что такое праймериз. Не являются народными праймериз и по форме проведения. Не многие знают, что так называемые выборщики – те, кто, собственно, и формирует рейтинг кандидатов путем голосования, наполовину состоят из членов «Единой России» и наполовину из членов пресловутого Общероссийского народного фронта. Простые смертные к процессу не допущены.

При этом никакого определяющего значения результаты праймериз не имеют, и в окончательные избирательные списки вполне могут быть (и, по всей видимости, будут) включены «нужные» кандидатуры. Но скандалы, связанные с нарушениями их проведения, наблюдаются по всей стране – от Москвы до Владивостока.

Сообщения о выборщиках, переезжающих с одной площадки на другую на автобусах, вбросах, фальсификации итоговых протоколов и других нарушениях звучат отнюдь не из уст оппозиции (которая, разумеется, в этом не участвует), а от самих партийцев, недовольных результатами праймериз.

   
   

Северокавказская специфика

Не обошлось без таких скандалов и на Ставрополье. Что, впрочем, не помешало во всеуслышание объявить безоговорочным лидером народных симпатий Валерия Гаевского (который, к слову, не посетил ни одну из площадок для праймериз и не участвовал в дебатах). Но даже это вряд ли позволит губернатору заслужить доверие центрального аппарата партии и возглавить региональный список «ЕР». Там опасаются, что его реальный рейтинг может «потянуть вниз» уровень поддержки партии.

Предсказуемо побеждают в праймериз и руководители других регионов округа, однако в республиках Северного Кавказа, по уже сложившейся традиции, все, что связано с народным волеизъявлением, проходит довольно гладко, без шума и с убедительными результатами. Хотя, с другой стороны, кого и в чем можно убедить результатами прошедших праймериз?

Взять хотя бы 99,3% поддержки Арсена Канокова в Кабардино-Балкарии. Означает ли это, что его личный авторитет в республике не подлежит обсуждению? Или, может быть, партия, которую он поведет за собой в регионе в качестве «паровоза», будет пользоваться безоговорочной всенародной поддержкой? Вовсе нет.

Единственное возможное практическое применение этих цифр – легитимизация фальсификаций на будущих выборах.

Смотрите также: